Промысел возник в деревнях по реке Шемоксе, притоку Северной Двины. Крестьяне д. Курово-Наволок еще в 18 в. научились искусству прорези и тиснения на бересте, а во второй половине 19 в. этим ремеслом уже занимались крестьяне в 14 деревнях Шемогодской волости.
Временем расцвета прорезной бересты, периодом становления и утверждения стиля шемогодской резьбы считается конец 18 - первая половина 19 в. В ранних памятниках преобладают сюжетные композиции. На берестяных шкатулках, тавлинках, сундучках в обрамлении растительного орнамента изображались сцены из дворянской жизни, юмористические нравоучительные картинки, сказочные существа, повседневные крестьянские занятия.
В 1882 г. на Всероссийской промышленной выставке и московской ярмарке изделия шемогодских мастеров были удостоены премии и почти целиком закуплены императорским двором.
В 1918 г. центр промысла переместился в Великий Устюг. Современное производство сосредоточено на фабрике "Великоустюгские узоры". Опытные мастера режут узор без предварительной прорисовки. Художественный уровень промысла определяют произведения Балагуровской Л.П Марковой А.Е., Вязовой Т.Г., Слепухиной Т.А.
На развитие орнаментального искусства резной бересты в разное время оказали влияние резьба по кости, просечное железо, северная чернь, резьба и роспись по дереву. Однако, испытав на себе различные влияния, шемогодская береста осталась самобытной и неповторимой. |