После победы над Казанью основным для московского царя вновь становится балтийский вопрос. Борьба за балтийские земли была чревата опасностью столкновения с государствами Центральной и Северной Европы. В январе 1558 г. царь начинает Ливонскую войну, воспользовавшись как поводом задержкой на территории Ордена европейских специалистов, выписанных в Москву, и неуплатой дани за город Юрьев (Дерпт).
Первый этап войны, казалось, подтверждал правильность позиции Ивана IV. Под ударами русских войск пали Нарва, Дерпт, Феллин и Мариенбург, а сам магистр был захвачен в плен, что повлекло за собой распад Ордена (1561). Избранный в 1559 г. последний магистр Г. Кетлер, признав вассальную зависимость от польского короля Сигизмунда II, получил во владение Курляндию, а другая часть бывших владений Ордена оказалась у Швеции и Дании. Россия же в своих притязаниях на территорию Прибалтики оказалась перед лицом сильных государств.
Далеко не дружественные в тот момент отношения между Швецией и Данией отвлекли их внимание от Москвы, но соединенные польско-литовские войска Сигизмунда II Августа также представляли серьезную опасность, борьба с которой потребовала напряжения всех сил Российского государства. Последней крупной победой русских было взятие в феврале 1563 г. Полоцка.
Поражения у р. Усы в январе и под Оршей в июле 1564 г. показали, что силы России на пределе. Если военные действия первой трети XVI в., носившие характер походов, а не войн, были менее обременительными для Российского государства, то теперь русская армия воевала практически беспрерывно с 1547 г. Крестьянство изнемогало под бременем поборов и налогов, страдало от них и помещичье хозяйство. В это время и появляются первые жертвы террора, который чуть позднее так ярко проявился в опричнине.
С 1578 г. польский король Стефан Баторий, а с 1579 г. и Швеция отвоевывают у России большую часть Ливонии. Провозглашенный Москвой королем Ливонии (1570) датский принц Магнус в 1578 г. перешел на сторону Речи Посполитой. Шведы захватили Нарву. Стефан Баторий подошел к Пскову (1581). Лишь героическая оборона псковичей не позволила ему взять город, который выдержал осаду 100-тысячного польско-литовского войска. Неудача под Псковом вынудила Стефана Батория заключить с Россией в 1582 г. Ям-Запольское перемирие, по которому Россия потеряла Полоцк и завоеванные земли в Ливонии. По перемирию со Швецией в Плюссе в 1583 г. Россия отдавала ей Нарву, Ям, Копорье, Ивангород, но сохранила устье р. Невы.
Несмотря на проигранную войну, русское правительство не считало борьбу за выход к Балтике завершенной. Именно поэтому в 1582-1584 гг. активизировались попытки создания союза с Англией. Во второй половине XVI в. не удалось ликвидировать угрозу, исходящую от объединенного в 1569 г. по Люблинской унии польско-литовского государства - Речи Посполитой. Король Стефан Баторий надеялся реализовать планы покорения России и организации похода против Османской империи.
После смерти Стефана Батория (1586) литовские магнаты поддержали выдвинутую правительством Годунова кандидатуру царя Федора на польский трон, однако в ходе выборов в сейме новым королем Польши стал шведский принц Сигизмунд Ваза под именем Сигизмунда III. Это укрепило польско-шведский династический союз (в 1592 г. Сигизмунд стал одновременно королем Швеции). Начатая Москвой в 1590 г. новая война против Швеции, имевшая целью вернуть русские земли на Балтийском побережье, утраченные в период Ливонской войны, заключилась подписанием Тявзинского мира (1595). По нему Россия получила обратно Ям, Копорье, Ивангород, Ниеншанц, Корелу и Орешек и даже участок Балтийского побережья, правда, без гаваней. Нарва так и осталась за шведами.
На южных рубежах Российского государства положение оставалось нестабильным из-за набегов крымских татар. Последний набег крымских орд хана Казы-Гирея в 1591 г. был отбит русскими войсками у Данилова монастыря под Москвой. В результате активного военного давления правительству Бориса Годунова удалось вынудить Крымское ханство к подписанию мира с Москвой в июне 1598 г. Наконец, в 1600 г. Борис Годунов добился важного дипломатического успеха, заключив русско-польское перемирие на 20 лет. Таким образом, к началу XVII в. международное положение Российского государства было стабилизировано, но основные проблемы русской внешней политики не были решены. |