В первое послевоенное десятилетие партийные органы по-прежнему пронизывали всю структуру государственной власти и управления. Однако созданная И.В. Сталиным авторитарно-бюрократическая система нуждалась в постоянном нагнетании и поддержании в самом партийно-административном аппарате обстановки взаимного недоверия, поиска внутренних врагов. Поэтому в целях "эффективного" управления партийно-государственными структурами Сталин широко использовал репрессивные органы.
В 40-х - начале 50-х годов "вождем" были спровоцированы и организованы так называемые "ленинградское дело", "мингрельское дело", "дело Еврейского антифашистского комитета", "дело врачей-отравителей" и другие. Фактическими исполнителями становились приближенные "вождя".
1 октября 1950 г. военная коллегия Верховного суда СССР с ведома и одобрения Сталина приговорила к расстрелу Н.А Вознесенского - члена Политбюро ЦК партии, заместителя председателя СМ СССР, председателя Госплана СССР; А.А. Кузнецова - члена Оргбюро, секретаря ЦК ВКП(б), руководителя обороны Ленинграда в годы войны; М.И. Родионова - члена Оргбюро ЦК ВКП(б), председателя СМ РСФСР; П.С. Попкова - кандидата в члены ЦК ВКП(б), первого секретаря Ленинградского обкома и горкома партии; Я.Ф. Капустина - второго секретаря Ленинградского горкома партии; П.Г. Лазутина - председателя Ленинградского горисполкома.
Всем осужденным предъявлено было обвинение в создании антипартийной группы, в подрывной деятельности, направленной на превращение Ленинградской партийной организации в опору для борьбы с партией и ее ЦК. Репрессиям подверглись все руководители Ленинградского обкома и горкома партии, районных парторганизаций Ленинграда и области, почти все советские и государственные деятели, выдвинутые после войны из Ленинграда на руководящую.
Только в Ленинграде в 1949-1952 гг. от работы были освобождены более 2 тыс. коммунистов. После расправы над "центральной группой" в 1950 г. состоялись судебные процессы в различных регионах страны, вынесенные в ходе этих процессов приговоры отличались жестокостью и предрешенностью.
"Дело" приобретало все больший размах, появились "дело Смольнинского района", "дело Дзержинского района" и др. Обстановку изменила смерть Сталина, и уже 30 апреля 1954 г. Верховный суд СССР реабилитировал часть осужденных по "ленинградскому делу".
По такой же отработанной схеме развивалось и "мингрельское дело", нанесшее в 1951 г. тяжелый удар по грузинской партийной организации. Оно было построено на версии о существовании в Грузии "мингрело-националистической группы", связанной с парижским центром грузинской эмиграции и ведущей шпионскую деятельность. Были сняты со своих должностей и арестованы многие руководящие партийные и советские работники, подверглись репрессиям тысячи ни в чем не повинных людей. |