|
О ПРОЕКТЕ | ГОСУДАРСТВО | КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО | ИСТОРИЯ | ГЕОГРАФИЯ И ПРИРОДА | ЖЕМЧУЖИНЫ РОССИИ | ТУРИЗМ | ГОСТЕВАЯ КНИГА | ||||||||||
На 87-м году жизни умер композитор И дирижёр Кшиштоф Пендерецкий. Один из главных уполномоченных музыкального авангарда, обладатель престижных наград, Он до последних дней сочинял музыку И давал концерты.
Кшиштоф Пендерецкий начал писать музыку, потому что во время войны трудно было достать печатные ноты. Получив в подарок от отца скрипку, Он стал сочинять маленькие пьесы, чтобы учиться играть по ним. Всемирную популярность Пендерецкому принесло сочинение « Плач по жертвам Хиросимы». в нём нет ни мелодии, ни гармонии, ни полифонии в привычном смысле слова.
« Это сочинение для 52-х струнных, где нет ни единого привычного звучка смычковых инструментов. Струнные, как мелодические инструменты, не играют, А играют как производители каких-то шумов: летящие бомбы, человечество, которое замерло в страхе. И потом сама эта катастрофа. Это было за пределом того, что мог делать инструмент, И того, что мы ожидали от возможности оркестра», - уточнил композитор И музыкальный теоретик Владимир Дашкевич.
Пендерецкий изобрёл не только свежие приёмы игры, но необычный способ записи музыки - без деления на такты. Он вводил в свои произведения визг пилы, стук пишущей машинки, вой сирены, заставлял хор кричать, шептать И свистеть, А музыкантов - стучать смычками по корпусу инструментов.
Пендерецкий получил в Каннах специальную премию как « наиболее великий из ныне живущих композиторов». Он был лауреатом пяти премий « Грэмми», почетным профессором многих музыкальных высших учебных заведений, А так же среди них Петербургской И столичной консерваторий. Писал оперы, симфонии, хоровую, джазовую И электронную музыку. А вот для кино практически не сочинял. Заявлял - на этом нетрудно заработать деньги, но не в этом суть искусства. Режиссёры сами обращались с просьбой композитора разрешить им применять его сочинения. Музыка Пендерецкого звучит в « Острове проклятых» Скорсезе, « Одиноком голосе человека» Сокурова, « Сиянии» Кубрика.
« в съемках того же " Сияния" Кубрика я участия не принимал. Он просто взял мою музыку И применял так, как посчитал нужным. Между прочим, не буквально правильно, вся глубина ушла. И Он такой не Один», - рассказывал маэстро.
« Сажать деревья - моя вторая профессия», - заявлял Кшиштоф Пендерецкий. В собственном имении под Краковом Он не только создал Европейский центр музыки, но И разбил очень большой парк с лабиринтом. Этот лабиринт Он считал аллегорией жизни живописца.
« Когда вещь большая, допустим, симфония, нередко тоже оказываешься в лабиринте И порой не знаешь, как из него выбраться И куда лучше пойти: налево, направо, или лучше вернуться назад», - отмечал Он.
Самым великим симфонистом Пендерецкий считал Бетховена. Заявлял, что каждый уважающий себя композитор обязан стремиться написать 9 симфоний. Свою 9-ю Он написать не успел; сочинил только 8.
Источник: tvkultura.ru
|
||
|