|
О ПРОЕКТЕ | ГОСУДАРСТВО | КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО | ИСТОРИЯ | ГЕОГРАФИЯ И ПРИРОДА | ЖЕМЧУЖИНЫ РОССИИ | ТУРИЗМ | ГОСТЕВАЯ КНИГА | ||||||||||
Дискаунтеры, собственное производство и расчёты плотности населения. Эксперт рассказал, какие тренды будут править московским продуктовым ретейлом в 2023 году
Продуктовые сети в 2022 году стали самыми активными арендаторами на рынке коммерческой недвижимости Москвы и России в целом. Эксперт сегмента Артём Филипов рассказал о том, как меняется эта сфера и какие тренды в ней есть сейчас.
Артём Филипов, директор агентства коммерческой недвижимости Filipov Capital:
- Сейчас сети активно открывают дискаунтеры. Например, сеть "Чижик" рассматривает площади под этот формат от 250 до 450 квадратных метров. По озвученным планам за текущий год они хотят увеличить число магазинов в три раза, то есть до 1,5 тыс. единиц по всей России. Также активно развивается сеть "Светофор", где средняя площадь превышает 1 тыс. кв. м., "Верный" - от 350 кв. м., супермаркеты "ДА" - от 1,5 тыс. кв. м.
Сети активно ищут возможности для уменьшения арендных ставок при входе за счёт открытия таких продуктовых лоукостеров, то есть магазинов с низкими ценами. Некоторые сети и вовсе перешли только на процент с товарооборота. То есть они стремятся зарабатывать на обороте с меньшей наценкой. Например, мы знаем случаи, когда стандартный формат магазина торгует на 8 млн рублей в месяц, а аналогичный магазин по площади, располагающийся через дорогу, но работающий в формате дискаунтера, торгует на 16 млн рублей.
На примере "Чижика" можно сказать, что маленькие форматы набирают популярность в спросе. Однако не все сети развивает именно маленькие форматы. К примеру, сеть универсамов "Верный" сейчас не развивают форматы "Экспресс", та же "Лента" в Москве предпочтительно рассматривает площади от 400 кв. м.
При нынешней ситуации мы видим, как ретейл начинает заполнять полки продуктами собственного производства и увеличивают объём продуктов под собственным торговыми марками, например, "Магнит" - ретейлер, который самостоятельно производит продукты питания. В контуре компании действуют 13 пищевых и 4 агропромышленных производства. Также всё популярней становятся формат гипермаркетов с собственным производством полного цикла.
Кроме того, трендом можно назвать то, что сейчас ретейлеры, стали более аккуратно относиться к локациям, аккуратнее открывать точки и просчитывать плотность населения. Некоторые ведущие игроки могут позволить себе открыть магазин рядом с конкурентами при плотности населения 2 тыс. квартир на 1 магазин. Но при этом сети отказываются от предложений в локациях, где уже открытые более двух магазинов конкурентов.
Другим трендом можно назвать то, что ретейл начал диктовать свои условия аренды. Сети даже спустя полгода месяцев могут расторгнуть, договор, если не приходят к плановым результатам.
Сформировавшейся тенденцией можно назвать активную ротацию ретейла. Например, где был один магазин, открывается другой. К примеру, за место "Дикси" открывается "Верный" или вместо "Магнита" открывается "Чижик". Кроме того, мы наблюдаем, что сеть " Красное&Белое" начинает открываться в премиальных локациях.
Однозначно, что продуктовый ретейл является одним из самых надёжных долгосрочных арендаторов сейчас для многих собственников. При этом нужно учитывать, что все ретейлеры подписывают только свою форму договора и там появляется всё больше нюансов и рисков, которые собственники должны нести совместно с магазинами, например, ограничения на алкогольную лицензию, отсутствие обеспечительного платежа и некоторые другие пункты. Несмотря на это, инвесторы очень активно ищут помещения под ретейл, также и популярно покупка готового арендного бизнеса с продуктовым ретейлом, и таких предложений не так много, так как они пользуются высоким спросом.
|
||
|