English Russia the Great
О ПРОЕКТЕ ГОСУДАРСТВО КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ИСТОРИЯ ГЕОГРАФИЯ И ПРИРОДА ЖЕМЧУЖИНЫ РОССИИ ТУРИЗМ ГОСТЕВАЯ КНИГА  

Экспозиция советских плакатов 30-50-х годов предшествующего века проходит в Российской государственной библио

В Розовом зале Российской государственной библиотеки до 10 октября 2019 года проходит экспозиция советских плакатов 30-50-х годов из фондов отдела изоизданий " Под сенью " девушки с веслом " ", посвященная культуре отдыха и спорта.

Экспозиция советских плакатов 30-50-х годов предшествующего века проходит в Российской государственной библио

Период конца 1920-х - начала 1930-х годов пришел временем активного культурного строительства, в котором не последнее место занимала система организации досуга советских людей. Парки культуры и отдыха были задуманы как место творческого времяпрепровождения трудящихся для того, чтобы не только развлечь, но и образовать. Проведение массовых гуляний и спортивных мероприятий обязано было содействовать социализации Жителей и формировать активный стиль жизни.

Экспозиция советских плакатов 30-50-х годов предшествующего века проходит в Российской государственной библио

в столице России Центральный парк культуры и отдыха имени Горького (ЦПКиО) воспринимался как идеальная модель досугового " культурного комбината ", по образцу которого создавались Парки по всей стране. Кроме вполне традиционных зеленых насаждений - аллей для прогулок, газонов и клумб, в ЦПКиО действовали многочисленные аттракционы, кафе, спортивные и танцевальные площадки, читальни, театры и кино, а также ясли, аллея гамаков, обсерватория, детская железная дорога и абсолютная новация на момент Открытия - развлекательная парашютная вышка. Особое значение придавалось архитектурному облику парка, над планом и павильонами которого работали лучшие архитекторы.

Экспозиция советских плакатов 30-50-х годов предшествующего века проходит в Российской государственной библио

Скульптурному убранству отводилась Более грандиозная задача - воплотить идею нового совершенного человека в образах, вдохновленных античными статуями. В 1934-1936 годах Скульптор Иван Дмитриевич Шадр воплотил идеал раскрепощенной новой женщины в форме обнаженной девушки-спортсменки с веслом в правой руке. Скульптура была установлена в центре бассейна с фонтанами в ЦПКиО имени Горького и являлась своеобразной доминантой парка до уничтожения в 1941 году в итоге бомбежки. Почти в тоже самое время такую же художественную задачу решал в 1935-1936 годах Ромуальд Ромуальдович Иодко. Скульптор создал " Женщину с веслом " для стадиона " Электрик " в Черкизово и " молодую Женщину с веслом " для водного стадиона " Динамо ". В противоположность от скульптуры Шадра, Его спортсменки были одеты в летнюю физкультурную форму - трусы и футболки или купальный костюм. Возможно, именно они стали образцом для тиражирования среди пантеона иных скульптур - атлетов, наследующих классическим образцам.

Экспозиция советских плакатов 30-50-х годов предшествующего века проходит в Российской государственной библио

Скульптура спортсменки явилась символическим связующим звеном, скрепившим культурный отдых со спортивным - организация активного физкультурного досуга, возведение стадионов и Проведение многочисленных состязаний стало важной задачей Советского общества. В условиях блокады Советского Союза на международных соревнованиях Особое значение покупают спартакиады и спортивные смотры, пропаганда физкультуры и продвижение норм ГТО ( " Готов к труду и обороне " ).

в плакате Александра Дейнеки " трудиться, строить и не ныть!" особенно четко сформулирован основной принцип новой спортивной политики: " Спортсменом можешь ты не быть, но физкультурником должен!". Плакаты, рекламирующие спортивные события и обучающие правилам и технике исполнения упражнений в разных видах спорта, позволяют говорить о широкой информационной поддержке.

Неотъемлемыми спутниками беззаботной летней жизни оставались вполне традиционные формы " промышленности развлечений " городских граждан - эстрада, кино, фокусы - и азартные состязания: бега и скачки, получившие полноценное воплощение в рекламных плакатах.

Особое значение отводилось культурно-массовым мероприятиям. В собрании РГБ сохранились Плакаты, посвященные как вполне нейтральным форматам " Открытия летнего сезона ", так и радостно-бравурные " Встреча лета " и лирические с региональным оттенком - " Проводы белых ночей ". Интересно, что в 30-е годы активно развивается такая разновидность празднования, как карнавал-маскарад, используемая в организации не только новогодних, но и первомайских и ноябрьских торжеств, но наиболее популярных летом.

Политическая составляющая проявляется в " досуговых " плакатах неярко, и там, где она есть, она выражена неявно. Удивительным представляется плакат, посвященный митингу в память Первой мировой войны, и близкий по теме и времени создания плакат " XXV МЮД ", созданный в честь Молодежного юношеского дня, отмечавшегося в целях мобилизации молодежи на борьбу за мир, против империалистической войны.

Развитие внутреннего туризма отчасти перекликалось с идеями активной счастливой жизни. Плакаты сохранили наивный пафос отпускного путешествия: " Пассажир, запомни надолго: от вагонов до светлых кают в теплоходах на море, на Волге - стол накрыт и везде тебя ждут!".

Традиционное внимание уделялось детскому отдыху и разным формам организации досуговых мероприятий юношества и молодежи. В значительной мере детская тема повторяла направления взрослого сегмента - специализированные зоны в парках отдыха, организация спортивных, туристических и развивающих мероприятий, что полноценно отразил плакат.

Отечественный плакат, посвященный культуре досуга и спорта, разнообразен. Его полноценно сформировавшиеся в 1930-е годы направления в силу исторических причин приостановили свое Развитие в начале и возродились Под конец 1940-х, активно продолжили плодотворное Развитие в 1950-е годы приходом новых мастеров, которые внесли собственный вклад в формирование праздничной летней городской среды.

Вызывая в памяти " молодую Женщину с веслом ", воображение рисует залитые солнцем аллеи, аттракционы, фонтаны, бодрые спортивные марши и ярчайших героинь наивных советских комедий. Идеализированный образ активной, прекрасной женщины, лежавший в основе растиражированных гипсовых скульптур в парках, стадионах и пионерских лагерях, со временем перерос рамки типового паркового украшения, став ностальгическим символом эпохи и образа жизни периода 1930-1950-х годов.

Опубликовано: 19.06.2019
Читать другие статьи
ГД и Правительство изучат обстоятельства с пальмовым маслом
Ратифицирован Договор между РФ и Казахстаном о военном кооперации
Ольга Любимова обсудила восстановление кинопоказов с ведущими российскими кинодистрибьюторами
Капелла России имени А. А. Юрлова выступила на площади перед Большим театром
Copyright © RIN 2001-. Российская информационная сеть Карта России Россия Russia Карта сайта *Обратная связь