Музей в Бостоне демонстрирует достижения японских специалистов по реставрации: в реальном времени перед посетителями производится возобновление картины «Смерть Будды».
Посетители бостонского Музея изящных искусств до начала 2017 года могут стать свидетелями необычного действа – постоянно идущего балетного представления, в котором участвуют реставраторы и объемная буддийская картина. Зрители могут наблюдать восстановление картины «Смерть Будды». Создал этот свиток, длиной 5 метров, в 1713 году японский каллиграф и поэт Ханабус Иттё (1652-1724). Проводятся работы в помещении временной мастерской, которую обустроили в зале восточного искусства.
Идею публично демонстрировать рабочий процесс выдвинула Джеки Элгар - глава отдела международных проектов и реставрации восточного искусства, когда побывал в 1990-х в Японии. Увидев своими глазами реставрацию большого полотна, на котором была изображена смерть исторического Будды (нехан), женщина провела параллель с балетом, ведь все участвующие были ознакомлены со своими ролями и хорошо исполняли их. Джеки решила, что западные люди тоже бы с удовольствием посмотрели на подобное действо.
Первый раз за последнюю четверть столетия выставили вертикально висящий свиток. Рядом в Бостоне предоставлена на обозрение более поздняя картина той же тематики и еще 4 «смертные картинки», на которых изображены актеры театра кабуке.
Картина японского художника Ханабусы Иттё была известна с 18 века. Ее содержали в буддийском храме, и лишь раз в год выносили. Подобные изображения позволяли художнику продемонстрировать все свои технические возможности. Особенно удачными получились фигуры животных. Вот только образ слона, имеющего грозные когти, вряд ли удался. У зрителя вообще складывается впечатление, что Ханабуса Иттё никогда не видел живого слона. Важна личная подпись мастера на картине, поскольку так художники поступали нечасто.
В 2017 году свиток планируют показать на японской выставке. Последний раз его реставрировали в 1850 году. Чтобы изображение можно было распрямить, его необходимо снять с основы, а после проведения нужных работ, вернуть обратно. Красочный слой пострадал не сильно, но поверхность имеет трещины, которые вызывают отслоение краски.
Чтобы осуществить проект, музей привлек разных международных специалистов, среди которых были и японцы, компетентных в создании копии тканей внешнего канта свитка. Токийский фонд Sumitomo стал спонсором реставрационных работ. Помощь Музею предложили и американцы: партнером реставрации свитка является Художественная галерея «Фрида» (Смитсоновский институт).
Джеки Элгар отмечает, что данный проект особенный и необычный, ведь туристам демонстрируют этапы реставрационных работ онлайн.