English Russia the Great
О ПРОЕКТЕ ГОСУДАРСТВО КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ИСТОРИЯ ГЕОГРАФИЯ И ПРИРОДА ЖЕМЧУЖИНЫ РОССИИ ТУРИЗМ ГОСТЕВАЯ КНИГА  
 Россия Великая Культура и искусство   Архитектура   Архитекторы
 :: Статьи
Баженов В.И.
Бланк К.И.
Бондаренко И.Е.
Брюллов А. П.
Быковский М.Д.
Воронихин А.Н.
Голосов И.А.
Голосов П.А.
Еропкин П.М.
Жолтовский И.В.
Зарудный И.П.
Захаров А.Д.
Земцов М.Г.
Иванов-Шиц И.А.
Казаков М.Ф.
Квасов А.В.
Кекушев Л.Н.
Клейн Р.И.
Кобелев С.К.
Кокоринов А.Ф.
Коробов И.К.
Лидваль Ф.И.
Львов Н.А.
Мельников К.С.
Платонов Ю.П.
Растрелли Ф.Б.
Росси К.И.
Рудник Д.Я.
Собольщиков В. И.
Старов И.Е.
Стасов В.П.
Суслов В.В.
Тон К.А.
Трезини Д.А.
Ухтомский Д.В.
Фомин И.А.
Чевакинский С.И.
Шехтель Ф.О.
Щуко В.А.
Щусев А.В.
 :: Поиск
Искать в статьях
Искать в изображениях
Искать в текущем разделе
 :: История России
 :: Новости
 :: Конструктор сайтов
 :: Служба рассылки
 :: Игровой сервер
 :: Тесты


Новости
  • Участники министерского форума "Россия - Африка" приняли совместное заявление
  • Россия полностью обеспечила себя зерном на этот сезон
  • Россия готова к разумным компромиссам по Украине, заявил Путин
  • Россия работает с ХАМАС и Израилем над освобождением заложников, заявил МИД
  • Российская армия ведет дозачистку Селидово и Горняка в ДНР


  • Иванов-Шиц И.А. - Россия, Russia

    Иванов-Шиц Илларион Александрович
    Годы жизни: 28.03.1865 - 07.12.1937
    Архитектор

    Среднее образование получил в Воронежском реальном училище. С 1883 по 1888 учился в ИГИ (СПб.), в процессе обучения был награждЕн золотой медалью за лучшие архитектурные проекты. После окончания учебы провЕл несколько месяцев в Германии, Австрии и Швейцарии, изучая современную архитектуру. После возвращения был причислен к Техническо-Строительному Комитету МВД, однако работать там не стал, так как переехал в Москву.

    С 1889 г. состоял сверхштатным техником Строительного отделения Московского губернского правления, в течение двух лет был помощником архитектора М. К. Геппенера. С 1890 г. работал в Москве городским архитектором. В 1893 г. вновь путешествовал за границей с профессиональной целью. Эта поездка, по-видимому, окончательно определила круг его профессиональных привязанностей. Из московских архитекторов именно Иванов-Шиц вскоре стал в Москве одним из самых последовательных интерпретаторов и приверженцев Венского Сецессиона, и, в частности, творческого почерка знаменитого австрийского архитектора О. Вагнера.

    Начав самостоятельную деятельность в конце 1880-х годов с работ в стиле эклектики (Детский сиротский приют им. Мазурина (1892-1893), Ремесленное техническое училище (1893), ряд доходных домов (1895-1898), через десятилетие он постепенно выработал свой собственный почерк, совмещавший четкость, геометризм форм и объЕмной композиции со своеобразно стилизованными ордерными элементами, заимствованными, главным образом, из стиля "неогрек". Эти особенности хорошо прочитываются в особняке Я. А. Полякова (1898) в Б. Николо-Песковском переулке, еще не вышедшим за рамки эклектики.

    Интерес эпохи символизма к искусству античности имел прочную философскую базу, разработанную ещЕ Ф. Ницше и его последователями. Он основывался на вызывавшем тогда живой интерес и глубокие размышления двуединстве "аполлонического" и "дионисийского" как общих началах человеческой природы и культуры. В архитектуре он, чаще всего, воплощался в антикизированных мотивах, которые позволяли заказчикам или посетителям здания переживать соответствующие эмоции - помечтать о далекой языческой древности, причудливо пронизавшей всю последующую историю человечества уже в следующей постройке зодчего - доходном доме А. С. Хомякова (магазин Мюр-Мерилиз, банк "Г. Волков и сыновья" (1898- 1900) на Кузнецком мосту использование антикизированного архитектурного языка представляется качественно иным.

    Во внешнем облике этого сооружения доминируют вертикальные членения, подчеркнутые использованием фактурно различных материалов - камня, штукатурки, облицовочной керамической плитки, что весьма характерно для зарождавшегося московского модерна. Акцентирован угол сооружения между улицей Петровка и Кузнецким мостом, здесь устроен эффектный граненый гранитный эркер. Композицию угловой части дома завершал мощный аттик (равный по высоте еще одному этажу) с пилонами по сторонам, на которых были установлены скульптурные подобия древнегреческих светильников. (Через год аналогичный прием будет использован Ф. О. Шехтелем в композиции гостиницы "Боярский двор".)

    Наиболее характерные декоративные детали здесь также были заимствованы из языка греческой классики - антефиксы с львиными мордами, рельефные фризы, "бегущий меандр", парапеты лоджий и аттиков с рисунком из восьми перекрещенных стержней, но, в целом, постройку нельзя было назвать выполненной в стиле неогрек, напротив, она была подчеркнуто современна.

    Действительно, аранжировка фасадных плоскостей и декоративных деталей, сочетавших, наряду с греческими, отдельные мотивы барокко, рококо и классицизма, была близка именно произведениям Вагнера 1890-х годов, весьма популярным в тот период в России. Если среди убежденных сторонников Вены в Москве можно назвать имя Иванова-Шиц, то среди его произведений первым успешным опытом работы в стилистике венской школы был как раз доходный дом Хомякова, после окончания строительных работ считавшийся одним из самых красивых в Москве.

    Не прошло мимо зодчего и общее увлечение франко-бельгийским Ар Нуво, во многом предопределившее развитие московского модерна. Возможно, в этом определЕнную роль сыграла совместная работа с Л. Н. Кекушевым (участие в проектировании богадельни имени И. Н. Геер (1892-1899) и постройке дома наследниц Хлудовых (1900), - известным апологетом этой стилистики.

    Ее ярчайшим примером в архитектуре Москвы стал особняк Н. А. Терентьева (1900-1902) в Петровском переулке. Композиция главного фасада и прорисовка деталей явно восходила к рокайльной орнаментике, что обнаруживало их прямую связь с французским Ар Нуво.
    Еще раз к насыщенному декором языку франко-бельгийского Ар Нуво Иванов-Шиц вернулся в 1905 г. при оформлении ресторана "Мартьяныч" в подвале Верхних торговых рядов и театрального зала Гирша. Особенно прелестны были витражи и мебель кабинетов "Мартьяныча", живо напоминавшие дизайн бельгийского варианта стиля. В дальнейшем архитектор лишь в деталях возвращался к линеарному языку Ар Нуво (например, решЕтка ограды Морозовской больницы, 1903).

    Правая часть доходного дома А. С. Хомякова (1900; 1902-1903, совместно с арх. М. К. Геппенером), как и большинство построек Иванова-Шица в стиле модерн, продемонстрировала приверженность к композиционным и декоративным приемам австрийского модерна, формальные признаки стиля находились здесь в тонко продуманной взаимосвязи. Любимые московским модерном цветные керамические плитки, кованые металлические кронштейны, арочные оконные ниши, фигурные филенки с лепным декором и, наконец, женская головка с распущенными волосами над входом размещены на фасаде с той расчЕтливой умеренностью, которая делает здание произведением искусства. Трактовка скульптурной девичьей головки в этой постройке может быть наиболее точно воспроизводит свой немецкий литературный прототип - сказочную деву Лорелею, давшую жизнь целому направлению в иконографии эпохи символизма.

    Квинтэссенцией элегантного, линеарно сдержанного, объемно и декоративно уравновешенного модерна Иванова-Шиц стали здания Главной Московской сберегательной кассы (1902-1907), родильного приюта Абрикосовой (1903-1906) и Введенского народного дома (1903-1906). В структурах их фасадов прочитывалось стремление к ордерной упорядоченности, а в деталях - прежняя приверженность к классицизированному "венскому" варианту модерна.

    Во второй половине 1900-х годов зодчий обратился к стилю неоклассицизм, оказавшемуся первоначально сильно связанным с модерном (Купеческий клуб (1907-1908), Народный университет им. А. Л. Шанявского (1910-1912), совместно с А. Л. Эйхенвальдом). По сути в этих произведениях он продолжал развивать принципы своего особого "классицизированного" модерна, лишь слегка расширив свою палитру отдельными декоративными деталями и приемами , заимствованными из московского послепожарного ампира.

    С 1907 по 1917 гг. преподавал архитектуру в МУЖВЗ.
    После 1917 г. продолжил активную архитектурную деятельность. В 1918 г. был назначен членом Технического совета при Бюро Московского совета районных дум. С 1918 по 1926 гг. состоял архитектором Наркомфина, затем консультантом ВЦСПС, в 1933?1937 гг. работал архитектором Лечебно-санаторного управления. Построил несколько крупных санаториев и больничных комплексов в Москве, под Москвой, в Крыму и на Кавказе. Перестроил часть парадных залов Большого Кремлевского дворца, разместив на их месте Зал заседаний Верховного Совета СССР.
    Один из немногих архитекторов старшего поколения, награжденный Орденом Ленина.


    История России
  • [1582] - Россия и Литва заключили Ям-Запольский договор, по которому Россия отказалась от своих завоеваний в Ливонии
  • [1774] - Турция и Россия подписали Кючук-Кайнарджийский мир, по которому Россия получила свободу плавания по Черному морю
  • [1583] - Россия и Швеция заключили Плюсское перемирие, завершившее Ливонскую войну (Россия потеряла выход в Балтийское море)
  • [1875] - в Петербурге Россия и Япония подписали договор, по которому Россия передавала Японии Курильские острова в обмен на отказ японцев от притязаний на Сахалин
  • [1724] - Россия и Турция в Константинополе заключили договор, по которому Россия сохраняла каспийское побережье, а Турция - Тифлис и Эривань


    Карта России
  • Rabid Zone of Russia
  • Экспрес кредиты, Игры, Видео и Фильмы. На сайте Kruvbas.Ru!
  • LiveMP3s
  • Russiainpictures.Ru. Россия, фото, традиции
  • Проект Россия: тоталитаризм и все полезное о свободе РФ


    Найдено в Словарях

    russia (Словарь англо-латинский )
    russia leather (Англо-Русский словарь под ред.Мюллера )
    russia noun (Англо-Русский словарь под ред.Мюллера )


  • Copyright © RIN 2001-. Российская информационная сеть Карта России Россия Russia Карта сайта *Обратная связь