Правитель Руси еще в первой половине IX века принял в дополнение к общеславянскому титулу ?князь? восточный титул ?каган? (?хакан?), у тюркских и монгольских народов обозначавший верховного правителя (?хан ханов?). Это событие имело большое значение. Во-первых, титулом ?каган? именовался правитель Хазарии ? государства, созданного в VII веке в регионе Нижней Волги и Дона тюркскими кочевниками ? хазарами. Часть восточных славян (поляне, северяне, радимичи и вятичи) были вынуждены выплачивать хазарскому кагану дань. Принятие киевским князем титула кагана символизировало независимость нового государства ? Руси ? от хазар. Во-вторых, оно подчЕркивало верховенство русского князя над князьями других крупных славянских общностей, которые в то время носили титулы ?светлый князь? и ?великий князь? (эти титулы сохранялись наряду с титулом кагана и за киевским князем в IX ? первой половине Х века). IX ? X века были временем постепенного вовлечения в зависимость от Киева воточнославянских союзов племенных княжеств. Ведущую роль в этом процессе играла военно-служилая знать ? дружина киевских князей. Для некоторых из союзов племенных княжеств подчинение киевским князьям проходило в 2 этапа. На первом этапе союз сохранял внутреннюю "автономию" и был обязан лишь выплачивать подать ? дань. Дань собиралась киевскими дружинными отрядами, которые объезжали территории подчиненного союза: такой объезд со сбором дани именовался полюдье. Взималась дань в X веке в фиксированных размерах, в натуральной или денежной форме. Существовали единицы обложения: дым (т.е. крестьянский двор), рало, плуг (эти термины обозначали в данном случае единицы земельной площади, соответствующие возможностям одного крестьянского хозяйства). Есть данные, что социальные процессы, свойственные среднеднепровской ?Руси?, проходили и в других союзах племенных княжеств (складывание системы сбора дани, выдвижение на ведущие роли в обществе военно-служилой знати). Опережающее развитие Руси выразилось в вынесении даннической системы за рамки ?своего? союза, переходе к эксплуатации ?чужих? общностей. Вторым этапом было непосредственное подчинение союза племенных княжеств, ликвидация местного княжения и посажение в качестве князя-наместника представителя киевской династии. При этом, как правило, строился новый град, становившийся центром территории вместо старого "града" ? "племенного" центра. Целью такой смены центра была нейтрализация сепаратистских тенденций местной знати. Древляне были обложены данью ещЕ в IX веке, но полное их подчинение относится к 945 ? 946 годам. В 945 году древляне восстали против киевского князя Игоря (912 ? 945), нарушившие установленные нормы взимания дани, и убили его. Вдова Игоря ? княгиня Ольга (945 ? 964), мстя за смерть мужа, учинила жестокой разгром Древлянской земле. Однако Ольге пришлось упорядочить сбор дани, установить еЕ размер ("уроки") и места концентрации ("погосты"). Для земель дреговичей, радимичей и кривичей первый этап подчинения относится к IX веку, второй ? к концу X века, вятичей ? соответственно ко второй половине Х века и второй половине XI века (эта восточнославянская общность дольше всех боролась за свою самостоятельность). Покорение волынян и хорватов было одноэтапным: в конце Х века они были сразу же непосредственно подчинены Киеву. Что касается уличей и тиверцев, то их земли в Х веке были заняты тюркскими кочевниками ? печенегами. С ликвидацией ?автономии? восточнославянских союзов племенных княжеств изменялась форма эксплуатации их населения киевской военно-дружинной знатью. Теперь не было необходимости в полюдье ? объездах, исходящих из Киева; дань собиралась наместниками киевского князя, правившими на территориях бывших союзов племенных княжеств. Часть собранной дани (по имеющимся сведениям, две трети) отправлялась в Киев, другая распределялась между дружинниками князя-наместника. Территории в рамках единого раннефеодального государства, управляемые князьями ? вассалами киевского правителя, получили наименование ?волость?. Государство же в целом в Х веке носило название "Русь" (распространившееся с региона Среднего Поднепровья на всю территорию, подвластную киевским князьям) и "Русская земля".
Такая структура государства сложилась к концу Х века в эпоху киевского княжения Владимира Святославича (980 ? 1015), который посадил на княжение в девяти крупнейших центрах Руси своих сыновей: в Новгороде (земля словен) ? Вышеслава, позже Ярослава, в Полоцке (кривичи) ? Изяслава, а в Турове (дреговичи) ? Святополка, в земле древлян ? Святослава, во Владимире-Волынском (волыняне) ? Всеволода, Смоленске (кривичи) ? Станислава, Ростове (земля финноязычного племени меря) ? Ярослава, позже Бориса, в Муроме (финноязычная мурома) ? Глеба, Тмутаракани (русское владение на Таманском полуострове) ? Мстислава. Помимо этих земель восточнославянских и частично финноязычных народов, составлявших территорию Лревнерусского государства, в IX ? X веках сложилась широкая славянская периферия из финноязычных и балтоязычных племен, которые не входили непосредственно в состав Руси, но были обязаны русским князьям данью. В неЕ входили этносы, обитавшие вдоль северо-западных, северных и северовосточных границ Руси: литва, курши, земгалы, латгалы, ливы, чудь (эсты), емь (племя Восточной Финляндии), печера, черемисы (марийцы), мордва и ряд других.
|