В условиях существования системы самостоятельных княжеств-земель каждое из них стало проводить, по сути дела, самостоятельную внешнюю политику. От конца XII - первой половины XIII в. сохранились тексты нескольких международных договоров, которые заключали отдельные русские земли. Таковы договоры Новгорода с Готским берегом (о. Готланд в Балтийском море) и немецкими городами (1191 - 1192), договоры Смоленска с Ригой и Готским берегом (1229 г. и 30-е годы XIII в.).
Широко была распространена практика военных союзов княжеств с иноземцами против своих соперников на Руси. В 40 - 70-х годах XII в., во время ожесточенной борьбы за Киев между Волынскими, черниговскими, смоленскими и суздальскими князьями, противоборствующие силы часто привлекали в качестве союзников венгров и половцев. В первой половине XIII в. в борьбе за Галицкое княжение, в которой участвовали волынские князья Даниил и Василько Романовичи, Мстислав Мстиславич Удалой (из смоленских Ростиславичей), Михаил Всеволодич Черниговский, видную роль играли Польша и Венгрия.
По-прежнему большое место во внешней политике Русских земель играли русско-половецкие связи. После распада Древнерусского государства на самостоятельные княжества и усиления междоусобной борьбы между ними половецкие набеги, чья интенсивность резко упала в результате активных военных действий Владимира Мономаха и его сына Мстислава, вновь участились.
Половцы часто принимали участие в усобицах русских князей (традиция их использования во внутренних войнах никогда не прерывалась), нередко нападали и самостоятельно; и в тех, и в других случаях их действия несли сильный урон и разорение южнорусским землям.
К 70-м годам сложилось два крупных половецких объединения: одно, приднепровское, возглавлял хан Кобяк, другое, чьи кочевья расположились на Северском Донце (правом притоке Дона), - хан Кончак (сын Отрока, внук Шарукана).
В это время, как отмечалось выше, происходит определенная стабилизация в Киевском княжестве. Однако в 1180 - 1181 гг. Святослав Всеволодич попытался нарушить равновесие сил; он начал войну с Рюриком Ростиславичем и его союзниками, призвав на помощь половецких ханов Кончака и Кобяка. Но князья Ольговичи и половцы потерпели поражение, после чего дуумвират был восстановлен. В последующие годы Святослав и Рюрик организуют совместные действия против половцев.
В 1184 г. в результате похода объединенных сил южнорусских князей был разгромлен и взят в плен хан Кобяк. Следующий, 1185 год был кульминационным в борьбе русских князей с ханом Кончаком. В начале года Кончак выступил в поход на Русь; войсками Святослава и Рюрика он был отброшен от границ Переяславского княжества, но сохранил свои основные силы. В апреле-мае состоялся сепаратный поход в степь князя Игоря Святославича (двоюродного брата киевского князя Святослава), владевшего Новгород-Северским княжеством(полусамостоятельным в пределах Черниговской земли).
Поход был направлен на пограничные половецкие кочевья, но встретил отпор объединенных сил ханов Кончака и Гзака. В результате ожесточенных трехдневных боев войско Игоря было полностью уничтожено. Четыре князя - участники похода (Игоря, его брат, племянник и сын) - попали в плен. Половецкие войска двумя группами двинулись на Русь: Гзак - на Новгород-Северское княжество Игоря, Кончак - на Переяславскую землю. На обоих направлениях половцам не удалось, однако, достичь значительных успехов. Тем же летом Игорь Святославич бежал из плена.
Начиная с 90-х годов XIII в. интенсивность половецких набегов спала, отчасти в связи с усиливавшейся тягой половцев к оседлости. В первые четыре десятилетия XIII в., до их разгрома монголо-тата-рами, половцы продолжают участвовать в междоусобных войнах русских князей (в 1203 и 1235 гг. союз с ними даже приводил к смене князей на киевском столе), но об их самостоятельных действиях сведений почти нет.
Незначительными в сравнении с предшествующими периодами были во второй половине XII в. политические связи с Византией (в 1204 г. Византийская империя временно прекратила свое существование после захвата Константинополя крестоносцами). При этом сохранялись во всем объеме русско-византийские связи по линии церкви: значительная часть иерархов (в том числе почти все митрополиты) были греками по происхождению.
К началу XIII в. определились четыре сильнейшие среди русских земель: Черниговская, Смоленская, Владимиро-Суздальская и Волынская. В них правили четыре княжеские ветви: Ольговичи, Ростиславичи (потомки Ростислава Мстиславича), Юрьевичи (потомки Юрия Долгорукого) и Изяславичи (потомки Изяслава Мстиславича). Между этими ветвями велась в первой трети XIII в. борьба за три "общерусских" стола: Киев, Новгород и Галич (после прекращения в 1199 г. местной династии
Галицким столом сначала овладел волынский князь Роман Мстиславич, ставший в результате этого сильнейшим среди князей Южной Руси: в начале XIII в. он не без успеха пытается выступать в качестве распорядителя киевского стола. Но гибель Романа в войне с поляками в 1205 г. изменила соотношение сил: галицкое княжение стали оспаривать князья из всех сильнейших ветвей. Борьба продолжалась до середины XIII в. Активное участие в ней приняли Польша и Венгрия. Венгерским королям удавалось даже несколько раз овладевать (по праву силы или по соглашению с одной из противоборствующих группировок) галицким столом. Но в конце концов победителем вышел сын Романа Мстиславича Даниил. В 1245 г. он разбил венгерско-поль-ское войско, пытавшееся привести в Галич сына черниговского князя Михаила Всеволодича Ростислава, и окончательно закрепил за собой Галицкое княжество.
За киевский стол ожесточенная борьба шла в 1205 - 1212 гг. между Ростиславичами и Ольговичами. Затем два десятилетия в Киеве правили представители Ростиславичей. Но в конце XII - XIII в. сложилась система коллективного владения Киевщиной ? все князья сильнейших ветвей имели право на "часть" (владение частью территории) в ее пределах, и в Киевской земле всегда были города, которыми владели князья, принадлежавшие к иной ветви, чем владетель Киева.
За новгородское княжение борьба в первой трети XIII в. шла в основном между Юрьевичами и Мстиславичами. Поскольку решающую роль в выборе князей играло новгородское боярство, в этой борьбе преобладали не военные, а династические методы. В конце 20-х - начале 30-х годов Новгородом попытался овладеть черниговский князь Михаил Всеволодич, но потерпел неудачу в борьбе с сыном Всеволода Большое Гнездо - Ярославом. С начала 30-х годов в Новгороде утверждаются князья суздальской ветви.
|