Относительно более благоприятное развитие Северо-Восточной Руси (Владимиро-Суздальской земли), ставшей ядром нового единого Русского государства (России), во второй половине XIII?XIV в. было связано с факторами, действовавшими накануне нашествия и после него.
Князья Владимиро-Суздальской земли почти не участвовали в междоусобной борьбе 30-х годов XIII столетия, значительно ослабившей черниговских и смоленских князей. Великим князьям владимирским удалось распространить свой сюзеренитет на Новгород, оказавшийся более выгодным "общерусским" столом, чем утратившие свое значение Киев и пограничный со степью Галич.
В отличие от Смоленщины, Волыни и Черниговщины, Северо-Восточная Русь до второй половины XIV в. практически не испытывала натиска со стороны Великого княжества Литовского. Неоднозначным было воздействие и ордынского фактора. Хотя Северо-Восточная Русь подверглась в XIII в. очень значительному разорению, именно ее князья были признаны в Орде "старейшими" на Руси. Это способствовало переходу статуса "общерусской" столицы от Киева к Владимиру.
В период монгольского нашествия Северная Русь одновременно столкнулась с экспансией, шедшей из Прибалтики. К XII в. население прибалтийских земель вступило в фазу формирования государственности. В то же время территории, населенные прибалтийскими племенами, оказались объектом вторжения немецких рыцарей, организовавших с благословения римского папы крестовый поход против ливов.
В 1201 г. крестоносцы во главе с монахом Альбертом основали крепость Ригу, а на следующий год на завоеванных землях был образован "Орден меченосцев". В 1212г. крестоносцы подчинили всю Ливонию и приступили к завоеванию земель эстов, подойдя вплотную к новгородским пределам.
Экспансия крестоносцев сопровождалась раздачей земель немецким феодалам и насильственным обращением местного языческого населения в католичество. В этом состояло отличие политики Ордена от действий русских князей в Восточной Прибалтике: последние не претендовали на непосредственный захват земель (довольствуясь данью) и нс проводили насильственной христианизации. В 1234 г. новгородскому князю Ярославу Всеволодичу, сыну Всеволода Большое Гнездо, удалось нанести поражение немецким рыцарям под Юрьевом (Дерптом). А спустя два года меченосцы были разбиты ополчением литовцев и земгалов.
Понесенные поражения заставили остатки Ордена меченосцев в 1237 г. объединиться с более крупным Тевтонским орденом, который к этому времени в результате активной "миссионерской" деятельности занял земли пруссов.
Объединение сил духовно-рыцарских Орденов и образование Ливонского ордена значительно усилили опасность, угрожавшую Великому Новгороду и его "пригороду" Пскову. Одновременно возросла опасность со стороны шведских и датских рыцарей.
|