Человек никогда не сидел на месте. Во все времена были путешественники, которые открывали новые земли, животных, полезные ископаемые. Они изучали планету для того, чтобы их потомки знали о ней все.
Как известно из исторических источников, еще в древности наши далекие предки совершали путешествия в другие страны. Так, отряды кривичей в составе дружин киевских князей ходили на Царьград, т.е. в Византийскую империю, что нашло отражение в летописи.
Особенности развития туризма в России
Стремление к "расширению горизонта" было изначально свойственно жителям России. "Охота к перемене мест", как черта русского национального характера была присуща представителям самых разных слоев общества. Из-за преобладания сельского населения в России долгое время отсутствовали условия для развития массового познавательного туризма. Практически единственным видом путешествий оставались паломничества.
Лишь со времени Петра I можно говорить о формировании в России общеевропейской традиции путешествий. Считается, что именно Петр I, посетив с целью лечения минеральные источники г. Спа в Бельгии, стал первым российским курортником.
Во времена Екатерины II каждый дворянин имел право уехать за границу и вернуться в любое время. С начала XIX в. можно говорить о путешествиях за границу как о сложившейся форме досуга аристократии. В это время русская культурная традиция путешествий откликалась на все ведущие идейные течения Европы. Характерны были тесные связи с Германией, что объяснялось географической близостью и традициями. Многие деятели русской культуры учились в немецких университетах.
Большую роль в туристских предпочтениях аристократии играли династические связи русской императорской фамилии с немецкими правящими домами.
Поездка за границу воспринималась, прежде всего, дворянской молодежью как способ вырваться из-под сословных норм и приличий. Уехать из России было очень не просто. Один из мемуаристов того времени писал: "Заграничный паспорт стоил 500 руб. серебром, дозволялось ездить за границу только с коммерческой целью или с целью лечебной, причем в первом случае требовалось ручательство торговых фирм в благонадежности поведения едущего".
Отправиться просто в путешествие можно было только по особому разрешению императора, т.е. путешествие становилось символом свободы. Немецкий трактирщик из приграничного города заметил, что русские, выезжая из России, радуются "как школьники, отправляющиеся на каникулы, а возвращаясь назад, бывают печальны как люди, у которых случилось несчастье".
С начала правления Александра II выехать за границу стало значительно легче и курортный туризм перестал быть привилегией аристократии. Путешествия за рубеж прочно вошли в культуру досуга образованной и состоятельной публики. В целом масштабы международного туризма в России были значительны. В конце XIX - начале XX вв. русские составляли немалую часть отдыхающих на французских морских курортах. Цены там в то время были вполне доступны человеку среднего достатка. Так же, как и сейчас отдых за границей часто обходился дешевле, чем в Ялте. На русских туристов ориентировался местный туристский бизнес. В Ницце издавалась газета на русском языке.
Поездки за границу были более распространены, чем путешествия по России, т.к. были более комфортны. В России первая туристическая организация появилась в Петербурге в 1885 году. Это было "Предприятие для общественных путешествий во все страны света", которое знакомило соотечественников с европейскими странами. Оно носило коммерческий характер и занималось организацией коллективных поездок за рубеж, созданием гостиниц для туристов.
Наиболее массовой туристской организацией в дореволюционной России стал Русский туринг-клуб в Петербурге, основанный в 1895 г. и позже преобразованный в Российское общество туристов (РОТ). РОТ было членом международной туристской лиги и в годы расцвета объединяло около 5 тысяч человек. Издавался журнал "Русский турист".
После первой русской революции в стране наступил период относительной политической стабильности и экономического роста. Появились общественные организации, занимающиеся социально ориентированным туризмом.
После 1917 года туристско-экскурсионная деятельность в стране была продолжена, но характерной чертой туризма стало подчинение его целям и задачам государства. До конца 80-х годов действовала распределительная система поездок за границу, при которой у людей не было свободного выбора. "Шопинг-туризм" - старая традиция.
Появившаяся в последние годы возможность свободного выбора маршрута поездки формирует обычную для большинства европейских стран культуру массового туризма, которая предполагает разнообразие видов туризма по целям, функциям и мотивам. Все большее число людей получают возможность выбора путешествий по своим вкусам. Воздействие туризма на людей, экономику и окружающую среду приобрело такие масштабы, что можно говорить о туристской революции.
Решили отправиться в столицу Венгрии? Начните планирование поездки с покупки авиабилетов. Не тратьте время на поиски - вы гарантировано найдёте самые выгодные цены на TripMyDream вместе с выгодными ценами от авиакомпаний, таких как RyanAir.
|