Разработка и проведение политики контрреформ.
С июня 1882 г. до конца 1885 г. происходит установление нового правительственного курса и намечаются общие контуры преобразований, главной задачей которых являлось усиление роли поместного дворянства. Император и его ближайшее окружение избрали тактику постепенной и последовательной ликвидации "чужеродных" для российского самодержавия установлений предыдущего царствования.
Первым детищем нового правительственного курса стал университетский устав 1884 г. Университетский устав фактически уничтожил автономию университетов. Ректор, деканы и профессора отныне назначались, при этом учитывались не ученые заслуги, а "религиозно-нравственное и патриотическое направление". Были резко ограничены права ученых коллегий, уничтожен университетский суд. Вся университетская жизнь ставилась под надзор попечителя учебного округа и министра. Вводилась система государственных экзаменов и оплата студентами права посещения лекций и практических занятий
1886-1894 годы стали периодом детальной разработки как общего плана, так и конкретных проектов контрреформ и проведения их в жизнь. Основная работа по созданию проектов контрреформ сосредоточилась в Министерстве внутренних дел, а главным разработчиком стал правитель канцелярии министерства, бывший уездный предводитель дворянства А.Д. Пазухин.
К осени 1886 г. был готов проект земской контрреформы. Важным шагом в ее осуществлении стало принятие 12 июля 1889 г. закона о земских участковых начальниках. Земские начальники назначались министром внутренних дел из числа потомственных дворян и должны были заменить институт мировых посредников, уездные по крестьянским делам присутствия и мировой суд. Они утверждали и смещали должностных лиц крестьянской администрации, без суда налагали штрафы и подвергали крестьян аресту. Закон о земских начальниках увеличил правительственную опеку над крестьянами, подчинил их административной и судебной власти дворян.
Следующим шагом было принятие 12 июня 1890 г. "Положения о губернских и уездных земских учреждениях", установившего сословный принцип выборов в земства и усиливший правительственный контроль за их деятельностью.
Вслед за земской контрреформой на повестку дня был поставлен вопрос о городском самоуправлении. "Городовое положение" 11 июня 1892 г. значительно ущемляло самостоятельность органов городского самоуправления, усилило права администрации. Городской голова и члены городской управы объявлялись государственными служащими и, следовательно, попадали под контроль администрации.
Судебные преобразования. Настойчивыми и осторожными были действия Александра III против "судебной республики" - судебных установлений 1864 г. Последовательно ограничивалась сфера компетенции судов, продолжалось наступление на гласность судопроизводства. Закон 12 февраля 1887 г. предоставил министрам внутренних дел и юстиции право объявлять закрытыми заседания суда. В апреле 1887 г. был повышен имущественный и образовательный ценз для присяжных заседателей, что ставило препятствия к демократизации их состава. В связи с введением института земских начальников в 1889 г. были упразднены мировые суды.
В целом принятые меры нанесли серьезный удар по новым судебным учреждениям, но не ликвидировали их основные принципы: несменяемость судей, гласность и суд присяжных. Задачу полного пересмотра судебных уставов 1864 г. взялся решить назначенный в 1894 г. министром юстиции Н.В. Муравьев, главный прокурор на важнейших политических процессах. Но завершению судебной контрреформы помешало изменение политической обстановки после смерти Александра III. |