Георгий Николаевич Данелия Cоветский кинорежиссер, заслуженный деятель искусств Народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и России, лауреат международных фестивалей
Родился 25 августа 1930 года в Тбилиси. Отец - Данелия Николай Дмитриевич (1902-1981), инженер-путеец, был бригадиром, начальником шахты, главным инженером Метростроя Москвы и СССР. Мать - Анджапаридзе Мери Ивлиановна (1905-1980), долгие годы работала на "Мосфильме" ассистентом, вторым режиссером, как режиссер-постановщик сняла несколько короткометражных фильмов.
Супруга - Данелия Галина Ивановна, режиссер-постановщик, сняла фильмы "Француз", "Божья тварь", а также короткометражные картины "Шутка" и "Текущий день". Дети: Данелия Николай (1959-1985), режиссер, поэт, художник; Данелия Светлана, юрист; Данелия Кирилл, художник. Внуки: Ирина, Маргарита, Алена, Саша, Денис, Петр. Правнучка - Александра.
"Кто такой Данелия? - сказал однажды о Георгии Николаевиче замечательный актер Е. Леонов. - Во-первых, это талантливый и самобытный художник, всегда разный и неожиданный даже для тех, кто его хорошо знает. И во-вторых, - это просто добрый человек: и талант его добр и фильмы его добрые. В каждом он оставляет кусочек доброты, кусочек своего сердца, кусочек своей любви к людям..."
Детство Георгия прошло в Москве, в Уланском переулке, куда семья переехала из Тбилиси в 1931 году. Здесь он учился в школе, в 1954 году окончил Московский Архитектурный институт. В 1954-1955 годах работал архитектором в Институте проектирования городов ("Гипрогор"). Увлечение архитектурой нашло отражение и в его дальнейшей режиссерской работе. "Замысел будущей картины, - признается Георгий Николаевич, - начинается для меня с визуального образа, картинки, сочетания пропорций, ритмических соотношений. По первому образования я архитектор, и это, видимо, неистребимо..."
В 1956 году Георгий Данелия поступил на Высшие режиссерские курсы при киностудии "Мосфильм". Его учителями были Михаил Ромм, Сергей Юткевич, Леонид Трауберг, Юлий Райзман, Михаил Калатозов... Здесь, на режиссерских курсах, он снял две короткометражные картины: курсовую "Васисуалий Лоханкин" (совместно с Ш. Аббасовым) и дипломную, в двух частях, "Тоже люди" (1959) - экранизацию отрывка из романа "Война и мир" Л.Н. Толстого. Обе ленты (и каждая по-своему) заявили о своеобразии таланта и интересах начинающего кинематографиста. В первой сатирическая острота сочеталась с необычайной мягкостью и человечностью режиссера, во второй - впервые зазвучала та любовь к людям, которая лирической темой пройдет в дальнейшем через все его картины.
В 1959 году Георгий Данелия начал работать режиссером-постановщиком на "Мосфильме". После учебных работ-экранизаций, где начинающий кинематографист проявил умение блестяще работать с первоисточником, естественным и логичным был ход к картине "Сережа" (1960) - режиссерскому дебюту Г. Данелия совместно с И. Таланкиным. "Несколько историй из жизни очень маленького мальчика" - повесть "Сережа" Веры Пановой, изданная в 1950 году, легла в основу фильма. С тех пор Георгий Данелия считает Панову своей "первой учительницей".
"Сережа" принес создателям картины режиссерам признание, славу, международные награды, начиная с "Хрустального глобуса" в Карловых Варах. После выхода в свет "Сережи" много говорили о взаимодействии кино с литературой, об оригинальной драматургии фильма, о новой мере реализма на экране. "Сережа" - это фильм исследование, фильм-наблюдение, где из поэтических подробностей происходящего, настроения и интонации рассказчика встает лирический образ солнечного, доброго мира и маленького человека, который начинает в нем жить", - писали о фильме критики.
В этом первом творческом опыте ярко прорисовались коренные черты таланта начинающего режиссера. Прежде всего определилось его умение трактовать образ героя именно как характер. По мнению Данелия, характер на экране выражается в непосредственном действии героя. "Главное, - считает он, - чтобы герой, лица фильма запоминались сами по себе, своей личностью, обликом, поступками". Критики писали о режиссере, что "он не боится знакомых актерских лиц, потому что умеет в чертах привычных уловить нечто совершенно неожиданное, умеет повернуть знакомый профиль, найти ракурс, выявляющий суть человека или раскрывающий ее совсем по-новому. Вот почему многие актеры столь прекрасно сыграли именно в картинах Данелия..." Так, среди многочисленных замечательных работ В. Меркурьева, возможно, нет настолько филигранной, органически смешной миниатюры, как дядя-моряк в "Сереже". Вероятно, нет фильма, что бы был так прост, "домашен" С. Бондарчук, как в роли Коростылева.
Следующая работа Георгия Данелия - психологическая драма "Путь к причалу" вышла на экраны страны в 1962 году. Фильм подкупает зрителя жизненной прозой, тонкими по психологической разработке бытовыми сценами, где в обычных, подчеркнуто повседневных обстоятельствах проступает проблема общечеловеческих ценностей. Перед героями фильма (актеры Б. Андреев, О. Жаков, Л. Соколова, А. Метелкин, В. Никулин и др.) стоит выбор: жизнь или честь, страх или благоразумие, жестокость или мужество. И каждый из них находит свое решение.
В 1963 году Георгий Данелия снял лирическую комедию "Я шагаю по Москве", которая органично вошла в историю отечественного кинематографа. В картине особое значение придавалось изобразительному решению, использованию музыки, тонкому раскрытию психологии героев. "Это картина о совсем молодых людях, - сказал о фильме М. Ромм. - Вспоминаешь ее - и хочется улыбаться. Картина начинается с улыбки и кончается ею. Она улыбается всеми своими кадрами... Каждый ее кадр радует веселой изобретательностью режиссера и оператора". Фильм снимался весело, азартно, легко. В нем сыграли тогда еще совсем молодые актеры, а теперь выдающиеся имена: Н. Михалков, А. Локтев, Г. Польских, Е. Стеблов... В эпизодах снялись В. Басов и Р. Быков.
В своем следующем фильме - "Тридцать три" (1965) с Е. Леоновым в главной роли Георгий Данелия обращается к языку острой сатиры, гротеска, которые прекрасно соседствуют с добродушным юмором. После этой ленты Георгий Данелия нашел способ продолжить работу в этом жанре в качестве штатного режиссера киножурнала "Фитиль".
В 1969 году в прокате появляется его картина "Не горюй!", знаковая, фирменная работа режиссера, снятая по мотивам романа Клода Тилье "Мой дядя Бенжамен". "... Добрая, умная, сердечная и безукоризненная по вкусу картина", - скажет о ней К. Симонов. В фильме собран прекрасный актерский ансамбль: С. Закариадзе, В. Кикабидзе, С. Чиаурели, А. Вертинская, В. Анджапаридзе, Е. Леонов, А. Шенгелая ... "Не горюй" - один из любимых фильмов режиссера. "Если смотреть объективно, - признается он, - ближе всего к тому, что я хотел, получилось как раз в этом фильме".
В 1973 году вышел фильм Георгия Данелия "Совсем пропащий", снятый им по своему собственному сценарию по мотивам романа Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна".
Все фильмы Георгия Данелия - это истинно "актерские фильмы". Уже начиная со своих первых картин, режиссер подбирал свою кинематографическую "труппу", не расставаясь с актерами, наиболее полно отвечающими его представлению о том, что такое хороший фильм. Это Евгений Леонов, Вахтанг Кикабидзе, Леонид Куравлев, Фрунзе Мкртчян. Позднее - Олег Басилашвили, Наталья Гундарева, Марина Неелова, Галина Волчек, Валентина Талызина, Юрий Яковлев, Станислав Любшин...
Комедии Данелия часто включают в себя черты драмы или мелодрамы. Таковы "Афоня" (1975), "Мимино" (1977), "Осенний марафон" (1979). По мнению драматурга Р. Габриадзе, "смех у Данелия - это всегда мысль, и грусть, и поэзия; его смех - порой легкий, порой горький, но никогда не бывает злым..." В картинах Георгия Данелия соединяются счастье и горе, трагизм и смех, но они не просто смешат и печалят, не просто увлекают зрителя остроумием мысли, прекрасной игрой актеров, они заставляют задуматься о смысле бытия. Незадолго перед премьерой "Мимино" режиссера спросили, о чем его новый фильм. Он ответил: "...мой герой, кажется, достиг всего. Отличная работа. Москва, прекрасное положение... Но, как магнит, его тянет к себе маленькая родная деревушка, сельский аэродром... О чем это? Может быть, о человеке, который не успокоился, сумел вернуться к самому себе? Может быть, о чувстве родины, об этом очень конкретном осязаемом уголке родной земли?"
Вышедшая на экраны следом за "Мимино" картина "Осенний марафон" была названа критиками одной из самых смешных среди печальных комедий. Внешне веселая, полная самых забавных перипетий история.
"Главный герой - интеллигентен, добр, но каким-то загадочным образом эта доброта дорого обходится не только ему одному, но и тем, кто его окружает. Это - доброта от безволия. Мир вокруг него - пестрый, переменчивый, разные люди ждут от него разного, подчас прямо противоположного, а он считает, что должен ответить тем, чего от него ждут. Тут-то и возникает трагическая ситуация. Милый и чистый человек ищет спасения в приспособленчестве...", - это слова автора знаменитой ленты.
Данелия снял такие картины, как драма "Слезы капали" (1982), фантастическая комедия "Кин-дза-дза" (1986, специальный приз за изобразительную концепцию на Международном кинофестивале в Рио-де-Жанейро), "Паспорт" (1990), "Настя" (1993), "Орел и решка" (1995). В 2000 году, после долгого перерыва, режиссер поставил комедийную ленту "Фортуна".
В своих фильмах режиссер всегда стремится найти гармоническое соответствие между всеми компонентами фильма: игрой актера, музыкой и изобразительным решением. Музыка для Данелия - важнейшее выразительное средство, она придает его фильмам как бы новое измерение, несет в себе то, что невозможно выразить с помощью слова, актера или изображения. Режиссер нередко сам предлагает музыкальные темы к своим будущим фильмам.
Георгий Данелия является автором или соавтором сценариев большинства своих фильмов, а также соавтором сценария картин, снятых другими режиссерами, в том числе "Джентльмены удачи" (совместно с В. Токаревой), "Француз" (совместно с С. Бодровым), "Привет от Чарли Трубача" (совместно с С. Дерновым).
Г.Н. Данелия - Народный артист РСФСР (1974), Народный артист СССР (1989), лауреат Государственной премии СССР (1978) и Государственной премии России (1997). Лауреат премии "Золотой Овен" (1974). Он - обладатель беспрецедентного числа призов на различных кинофестивалях, в том числе главных на фестивалях в Карловых Варах, Венеции, Сан-Себастьяно, Москве, Душанбе, Габрово, Варне, Шамрузе, Map-дель-Плата, Каннах (в разделе "Перспектива кино"), а также специальных призов в Акапулько, Римини, Мадриде, Рио де Жанейро, Страдфоржде, Ванкувере, Овелино, Эдинбурге, Картахене, Западном Берлине, Солониках, Ереване, Сочи и др.
Георгий Николаевич необыкновенно работоспособен. По наблюдению его коллег, на съемочной площадке он никогда не бывает растерян, всегда знает, что хочет, и знает, как это надо сделать. Снимая фильм, режиссер живет только его проблемами, полностью отключаясь от всего другого, внутренне проделывая работу оператора, художника, актеров, композитора. "Надо работать даже если не получается, надо вернуться и переделать, если открылось, что именно не получилось и почему. Мне более всего дороги взволнованная тишина зала в том месте, на которое ты надеялся, или удар смеха, когда вспыхнули, грохнули все как один, - это и есть лучшая встреча со зрителем", - это кредо Мастера, его творческий почерк.
Георгий Николаевич увлекается живописью, графикой, музыкой, дома собрал коллекцию барабанов. Любимые режиссеры - Феллини (особенно фильм "8 1/2"), Юрий Герман, Никита Михалков.
Живет и работает в Москве.
|