Иван Данилович родился где-то в 1282-1284 году. В 1325 году после смерти брата, Юрия Даниловича, Великого князя Владимирского, унаследовал Московское княжество.
В 1328 году, улучив удобный момент, когда хан Узбек был разгневан на тогдашнего Великого князя Александра Михайловича, Иван Данилович сумел войти в доверие к хану: войска московского князя вместе с татарами приняли участие в разгроме Твери. Оставшийся очень довольным таким поворотом дел хан Узбек даровал Ивану Даниловичу ярлык на Великое княжение Московское и Владимирское.
"Летописцы говорят, - писал Н. М. Карамзин, - что с восшествием Иоанна на престол Великого княжения мир и тишина воцарились в северной России". С этого времени татары ограничились установленной данью и больше не посылали отряды для дополнительного грабежа. "Отечество наше сетовало в уничижении, - продолжает Н. М. Карамзин, - головы князей все чаще падали в Орде по единому мановению ханов; но земледельцы могли спокойно трудиться на полях, купцы ездить из города в город с товарами, бояре наслаждаться избытком; кони татарские уже не топтали младенцев, девы хранили невинность, старцы не умирали на снегу". Спокойствие воцарилось на Руси, и простые люди вздохнули с облегчением.
Первым, единственным и главным делом Ивана Даниловича в роли Великого князя было усиление и возвышение Москвы.
Еще не будучи Великим князем, Иван Данилович уговорил митрополита Петра не только переехать в Москву, но и перенести туда кафедру Митрополии. Отчасти ради этого он заложил и построил первую в Москве каменную церковь. Незадолго перед смертью Петр высказал что-то вроде пророчества, которое гласило, что если он, Петр, умрет и будет похоронен в Москве, то она возвеличится над всеми русскими городами. В 1326 году Петр умер, как и предсказывал в Москве, и был похоронен во вновь отстроенной церкви Успения Богоматери. Его преемник, митрополит Феогност, также предпочел поселиться в Москве, чем вызвал глухое недовольство удельных князей, боявшихся усиления Московского княжества. Так или иначе, но с этого времени Москва стала религиозной столицей Руси.
Приняв титул Великого князя Владимирского, Иван Данилович не пожелал жить во Владимире, а остался в Москве, фактически сделав ее столицей. Иван Данилович всегда подчеркнуто повиновался воле татарского хана. Настолько, что сумел снискать его полное доверие. Одним из проявлений этого доверия было специальное разрешение Ивану Даниловичу собирать для татар дань со всей Руси. Отправляя большую часть дани в Орду, Иван Данилович не забывал кое-что оставить и на собственные нужды. На сэкономленные деньги Великий князь покупал у обедневших князей их деревни, селения и даже города. Впрочем, Иван Данилович не только покупал земли и уделы, но и выменивал, старался получить по наследству и в приданое, одним словом, он делал все, чтобы только расширить границы собственно Московского княжества. При этом он предпочитал делать это мирно, без кровопролития, но при необходимости не останавливался и перед войной. Так же миром он предпочитал править своими землями. Иван Данилович прославился справедливостью и щедростью. По слова Н. М. Карамзина, "сей князь не любил проливать крови: в войнах, освободил Великое княжение от грабителей внешних и внутренних". |