В сфере экономики господствовала концепция меркантилизма - поощрение развития внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом балансе. Поощрение "полезных и нужных" с точки зрения государства видов производства и промыслов сочеталось с запрещением и ограничением выпуска "ненужных" товаров.
Развитие промышленности диктовалось исключительно нуждами ведения войны и было особой заботой Петра. Вместо 15-20 допетровских мануфактур за первую четверть XVIII в. было создано около 200 предприятий. Главное внимание уделялось металлургии, центр которой переместился на Урал. Железоделательные и медеплавильные заводы обеспечивали заказы армии и флота. Появились Невьянский и Тобольский заводы Н. Демидова, в Петербурге - Сестрорецкий завод (свыше 600 работных людей) выпускал оружие, якоря, гвозди.
За период с 1700 по 1725 г. выплавка чугуна в стране увеличилась со 150 до 800 тыс. пудов в год. В столице выросли Арсенал и Адмиралтейская верфь, со стапелей которой при жизни Петра сошло 59 крупных и свыше 200 мелких судов. В Нерчинске (Забайкалье) в 1704 г. был построен первый сереброплавильный завод В Москве и других районах центра России росли суконные, парусно-полотняные, кожевенные мануфактуры, снабжавшие армию обмундированием, а флот - парусиной. К 1725 г. в стране имелось 25 текстильных предприятий, канатные и пороховые мануфактуры. Впервые были построены бумажные, цементные, сахарный заводы и даже шпалерная фабрика для производства обоев.
Об успехах русской металлургии в Петровскую эпоху свидетельствует и тот факт, что вместо ввозимых из Швеции 35 тыс. пудов железа к 1726 г. Россия могла вывозить только через балтийские порты свыше 55 тыс. пудов. С 1712 г. был прекращен ввоз в страну оружия из Европы, а к 1714г. количество отлитых на русских заводах железных и медных пушек составляло несколько тысяч штук. К концу петровского правления экспорт русских товаров вдвое превышал импорт (4200 руб. и 2100 руб. в денежном выражении). При этом высокие таможенные тарифы (до 40% в иностранной валюте) надежно ограждали внутренний рынок.
Рост промышленного производства сопровождался усилением феодальной эксплуатации, широким применением принудительного труда на мануфактурах: использование крепостных, купленных (посессионных) крестьян, а также труда государственного (черносошного) крестьянства, которое приписывалось к заводу как постоянный источник рабочей силы. Указ от 18 января 1721 г. и последующие законы (например, от 28 мая 1723 г. ) разрешали частным мануфактуристам покупать крестьян целыми селениями "невозбранно, дабы те деревни всегда были при тех заводах неотлучно".
Реформы охватили и сферу мелкотоварного производства, способствовали развитию ремесла, крестьянских промыслов (например, изготовлению полотна). В 1711 г. при мануфактурах были учреждены ремесленные школы. А указами 1722 г. в городах было введено цеховое устройство. Все ремесленники во главе с избираемым старостой были расписаны в зависимости от специальности по цехам, где они становились мастерами, подмастерьями и учениками. Всего в городах России в 20-х годах XVIII в. было около 16 тыс. ремесленников, причем только в Москве - 6,8 тыс. в составе 146 цехов. Создание цехов свидетельствовало о покровительстве властей развитию ремесел и их регламентации.
Сельское хозяйство при Петре развивалось медленно, в основном экстенсивным путем. Однако и здесь были попытки реформ. Указом 1721 г. крестьянам предписывалось применять во время жатвы вместо серпа косы и грабли. Вводились новые культуры - табак, виноград, тутовые и фруктовые деревья, лекарственные растения, разводились новые породы скота - молочные коровы и овцы-мериносы.
В области внутренней и внешней торговли в петровское время большую роль играла государственная монополия на заготовку и сбыт основных товаров (соль, лен, пенька, меха, сало, икра, хлеб, вино, воск, щетина и др. ), что значительно пополняло казну. Всячески поощрялось создание купеческих "кумпанств" и расширение торговых связей с заграницей. Одновременно падало значение богатейших купцов "торговой сотни". Центрами торговли были Москва, Астрахань, Новгород, а также крупные ярмарки - Макарьевская на Волге, Ирбитская в Сибири, Свинская на Украине и менее крупные ярмарки и торжки на перекрестках торговых дорог. Правительство Петра уделяло большое внимание развитию водных путей - главного в то время вида транспорта. Велось активное строительство каналов: Волго-Донского, Вышневолоцкого, Ладожского, были начаты работы по сооружению канала Москва - Волга. |