Усиление абсолютистской монархии потребовало коренной перестройки и предельной централизации всей системы государственного управления, его высших, центральных и местных органов.
На смену Боярской думе в 1699 г. пришла Ближняя канцелярия, с 1708 г. называвшаяся "Консилией министров". Она стала предшественницей Правительствующего Сената - высшего правительственного учреждения с судебными, административными, а иногда и законодательными прерогативами, созданного в 1711 г. в составе 9 сенаторов, назначенных лично Петром. Трое являлись представителями знати, трое - бывшими членами Боярской думы и трое - из дворян.
Делопроизводством ведала Сенатская канцелярия во главе с обер-секретарем. Функции Сената в первые годы его существования были широки и разнообразны. Ему были переданы дела Разрядного и Поместного приказов, он заботился о государственных доходах и расходах, ведал явкой дворян на службу. Он также являлся органом надзора за разветвленным бюрократическим аппаратом. Для этого с 1711 г. в центре и на местах были введены должности фискалов (провинциальных и городовых), которые доносили о всех нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и тому подобных действиях, наносящих вред государству.
Расправная палата - особое судебное присутствие из четырех судей и двух сенаторов. Хотя Сенат был руководящим контролирующим органом, но и за его деятельностью был установлен контроль. Новое положение о Сенате 1722 г. зафиксировало его статус как высшего государственного учреждения империи. Сенат в руках Петра стал послушным орудием монарха по управлению страной. Но в его ведении оказалось слишком много повседневной, черновой работы. В связи с этим назрела необходимость коренным образом перестроить всю систему центральных государственных органов.
Взамен сложного и неповоротливого аппарата приказов (свыше 50) и канцелярий с их нечеткими функциями и параллелизмом в работе был разработан проект создания центральных ведомств с четким разграничением сфер управления. Реформа 1718-1720 гг. упразднила приказы и канцелярии и ввела коллегии. В отличие от приказов в новых органах решения принимались коллективно. Всего было создано 11 коллегий со строгим разделением функций. Важнейшими, "государственными" являлись коллегии, ведавшие иностранными, военными (армией и флотом отдельно) делами.
Коллегии не охватывали всех отраслей управления. По-прежнему дворцовое, ямское, строительное, медицинское дело и некоторые другие находились в ведении специальных приказов, палат и контор. Политическим сыском на протяжении всей Петровской эпохи занимался Преображенский приказ (Тайная канцелярия - с 1718 г.), которым руководил князь Ф.Ю. Ромодановский. Поначалу каждая коллегия руководствовалась своим регламентом, но в 1720 г. был издан обширный (из 56 глав) "Генеральный регламент", определивший их единообразное организационное устройство и порядок деятельности.
Согласно этому документу присутствие каждой из коллегий состояло из президента, вице-президента, четырех-пяти советников и четырех асессоров, а также детально регламентированного штата чиновников. Последующее развитие принципа чиновной, бюрократической выслуги нашло отражение в петровской "Табели о рангах" 1722 г. Новый закон разделил службу на гражданскую, военную и придворную. В нем было определено 14 классов, или рангов, чиновников. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-й тоже давали дворянство, но только личное.
Новая система предельной бюрократизации государства качественно изменила служилое сословие, включив в состав дворянства выходцев из других социальных групп. Все они, дворяне старой и новой формации, получали земли и крестьян. В Петровскую эпоху сотни тысяч крестьян из числа государственных и дворцовых перешли в частное владение. Привлечению дворян к службе способствовал и принятый 23 марта 1714 г. указ о единонаследии, приравнявший поместья к вотчинам.
Наряду с укреплением центрального аппарата управления шла реформа местных учреждений. Вместо воеводской администрации в 1708-1715 гг. была введена губернская система управления. Первоначально страна была разделена на восемь губерний: Московскую, Ингерманландскую (позднее - Петербургскую), Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Затем были образованы Воронежская, Рижская, Нижегородская и Астраханская губернии. Во главе Петербургской и Азовской губерний стояли генерал-губернаторы Меншиков и Ф. Апраксин. Остальными управляли губернаторы, в руках которых находилась вся полнота административно-полицейской и судебной власти. В помощь губернатору были приданы чиновники, руководившие отдельными отраслями: судебными (ландрихтер), военными (обер-комендант), денежными и провиантскими сборами (обер-ко-миссар и обер-провиантмейстер). Во главе уездов вместо воевод стояли коменданты. В 1713 г. при губернаторе устроили совет из 8-12 ландратов, избираемых дворянами, но уже на следующий год ландраты превратились в назначаемых чиновников, которые управляли новыми административно-территориальными единицами уездов - долями.
В 1719 г. Петр вновь возвратился к проблеме местной администрации. По новому указу страна была разделена на 50 провинций во главе с воеводами. Губернии сохранились, но в руках губернаторов оставались только военные и судебные дела. В территориальном же отношении губернатор управлял только провинцией губернского города. Провинции соответственно делились на дистрикты во главе с земскими комиссарами. Помимо указанных в и без того сложную и запутанную систему местных учреждений влились судебные органы. В 1719 г. были введены нижние (провинциальные и городовые) и верхние (надворные) суды. Во главе надворных судов стояли губернаторы. Однако уже к 1722 г. нижние суды были упразднены, а надворные просуществовали лишь до 1727 г. Попытка отделения суда от администрации, таким образом, провалилась. |