Серьезные социальные конфликты, иностранная интервенция, изменения социально-экономической жизни, усиление влияния западноевропейской культуры оказали глубокое влияние на развитие русской культуры. XVII век стал для нее переломным. На протяжении всего столетия шел активный процесс обмирщения культуры - освобождения ее от церковного влияния.
Летописание в XVII в. уступает место историко-публицистическим повествованиям ("Повесть о царе Федоре Ивановиче", "Повесть 1606 г.", "Новая повесть", "Плач о пленении" 1610-1612 гг.). Оживление общественно-политической мысли в первой четверти XVII в. было связано с потрясениями Смутного времени. В 20-х годах появились повествования духовных и светских авторов, посвященные бурным событиям этого периода: "Сказание" келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына, "Временник" дьяка Ивана Тимофеева, "Словеса" князя Ивана Андреевича Хворостинина, "Повесть" князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовского.
Главную причину обрушившихся на страну бедствий авторы этих произведений видели в пресечении династии Рюриковичей и ослаблении государственной власти. Крупным историческим произведением был написанный по заказу патриарха Филарета "Новый летописец" (1630), официально обосновывавший права Романовых на престол. В конце 50-х годов создание официальной истории уже поручается специальному учреждению - Записному приказу, задачей которого было продолжение "Степенной книги". После закрытия приказа частично эту задачу выполнил дьяк Ф. Грибоедов в своей "Истории".
В 70-х годах появляется первая печатная историческая книга - сочинение киевского монаха Иннокентия Гизеля "Синопсис" ("Описание"), ставшая первой доступной учебной книгой по русской истории с древнейших времен. Основной упор автор делает на закономерности воссоединения Украины с Россией. В 90-х годах XVII в. появляются светские произведения, основанные на систематизированном историческом материале ("Скифская история" Андрея Лызлова, "История Сибирская" С. У. Ремезова).
В литературе XVII в. ярким представителем официальной публицистики был монах Симеон Полоцкий (Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович). С. Полоцкий был первым придворным поэтом, сочинявшим не только панегирики самодержавию, но и сатирические, религиозные стихи, моралистические произведения.
На протяжении столетия появились разнообразные бытовые повести, рисующие повседневную жизнь простых людей и обличающие церковные и судебные порядки, нравы боярско-дворянской среды ("Повесть о Горе-Злосчастии", "Повесть о Савве Грудцыне", "Повесть о Ерше Ершовиче", "Сказание о попе Савве", "Повесть о Шемякином суде"). В конце столетия начинается собирание произведений народного творчества. В 1681 г. П.А. Квашнин составляет сборник песен, в 90-х годах производятся записи русских пословиц.
Предметом острых дискуссий и борьбы в общественно-политической мысли XVII в. был вопрос о путях развития русской культуры. Значительное распространение приобретают идеи расширения культурных связей с Западной Европой как средство преодоления культурной отсталости России, сложившейся под влиянием неблагоприятных исторических обстоятельств. Эти взгляды нашли выражение в сочинениях И.А. Хворостинина и подьячего Посольского приказа Григория Котошихина, который в 1664 г. бежал в Швецию и составил там свое знаменитое описание Московского государства.
Просвещение в России в XVII в. охватывает все более широкие слои населения и приобретает все более глубокий и всесторонний характер. Значительно возросла грамотность среди дворян и городских жителей. К концу столетия каждый второй или третий горожанин умел читать и писать. Появляются единообразные печатные учебники: в 1634 г. - первый букварь, составленный Василием Бурцевым, в 1682 г. - таблица умножения, в конце столетия - иллюстрированный букварь Кариона Истомина.
В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре открывается "школа грамматического учения" под руководством Симеона Полоцкого, готовившая подьячих для приказов. В 80-х годах действовала школа при Печатном дворе, где основной дисциплиной был греческий язык. А в 1687 г. по инициативе Сильвестра Медведева открывается Славяно-греко-латинское училище (впоследствии академия), в программе которого были как светские, так и духовные науки.
Рост образованности населения обусловил повышение книжного спроса В течение XVII в. Печатный двор издал около 500 наименований книг, среди которых значительное место занимает светская литература. В 60-х годах в Москве открывается книжная ланка. В 1621 г. при царском дворе появилась рукописная газета "Куранты", содержавшая переводы иностранных известий. Растут собрания частных библиотек. В XVII в. возникает первая в России научная библиотека при Аптекарском приказе.
Происходит накопление знаний в научных отраслях. В 1633-1638 гг. в результате похода казаков Ильи Перфильева и Реброва были открыты реки Яна и Индигирка; в 1643 г. Михаил Стадухин достиг Колымы, а Курбат Иванов вышел к Байкалу; Семен Дежнев и Федот Попов в 1648 г. открыли пролив между Азией и Америкой; экспедиции В. Пояркова (1643-1646) и Е.П. Хабарова открыли путь к Тихому океану, а экспедиция казачьего пятидесятника В.В. Атласова (1697-1699) обследовала Камчатку. Большой вклад в изучение Монголии и Китая внесли статейные списки русских посольств. Подробное описание Китая, сделанное переводчиком Посольского приказа Николаем (Милеску) Спафарием (1675), дало массу новых сведений, не известных ранее мировой науке.
Накопление географических данных делало возможным составление новых карт страны. В XVII в. в зодчестве усиливается декоративность. Основным строительным материалом по-прежнему остается дерево. Вершиной деревянной архитектуры XVII в. стал роскошный царский дворец в Коломенском (1667-1668), украшенный резьбой и многоцветной росписью. Постепенно увеличивается объем строительства из кирпича. Достигло своего расцвета традиционное храмовое строительство. В XVII в. возводится грандиозный Ростовский кремль, завершается оформление монастырских ансамблей - Иосифо-Волоколамского, Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского.
В последней четверти XVII в. возникает новый стиль, особенно характерный для небольших церквей в усадьбах русских вельмож, - московское, или нарышкинское, барокко. В этом стиле были построены церковь Покрова в Филях и Сухарева башня в Москве.
Изобразительное искусство, преимущественно иконопись, находилось под пристальным надзором церкви и государства и сохраняло традиционно консервативный стиль. Контроль за деятельностью живописцев осуществляла Оружейная палата Кремля, с XVII в. ставшая художественным центром страны. В ее мастерских выполнялись работы для царского двора: писали иконы, портреты, изготовляли посуду, мебель, игрушки. Художественное дело в Оружейной палате возглавлял в течение 30 лет Симон Ушаков (1626-1688), создавший свою школу. |