19 октября 1905 г. был утвержден указ "О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений". В соответствии с ним Совет министров превращался в постоянное высшее правительственное учреждение.
Устанавливалось, что законопроекты не могут быть внесены в Государственную думу без предварительного обсуждения в Совете министров. Относительную самостоятельность получили военный и морской министры, министры двора и иностранных дел. Но сохранились "всеподданнейшие" доклады министров царю. Первым председателем реформированного Совета министров стал С.Ю. Витте (до 22 апреля 1906 г.). С апреля по июль 1906 г. Совет министров возглавлял И.Л. Горемыкин, который не пользовался ни авторитетом, ни доверием среди министров из-за своей бездарной предыдущей деятельности на государственных постах. Затем его на этой должности сменил министр внутренних дел П.А. Столыпин (до сентября 1911 г.).
11 декабря 1905 г. был утвержден избирательный закон, расширивший избирательные права путем установления четвертой курии - рабочей. Выборы по-прежнему оставались многостепенными, не всеобщими и не равными. 20 февраля 1906 г. были утверждены законы "Учреждение Государственной думы" и "О переустройстве учреждений Государственного совета". Первый закон определял срок деятельности Думы (5 лет), при этом царь мог досрочно распустить ее и назначить новые выборы; он же определял продолжительность сессий и сроки перерыва в их работе.
Учреждение Государственной думы вызвало реформу Государственного совета. Он провозглашался законодательным органом, имел равные с Думой права, мог отклонять любой законопроект, принятый думским большинством.
К весне 1906 г. был подготовлен и накануне открытия I Государственной думы утвержден Николаем II свод "Основных государственных законов" (ОГЗ). Согласно статье 4 ОГЗ "императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть... повиноваться власти его не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает". Из "Основных законов" было устранено определение царской власти как неограниченной.
Статья 86 закрепляла законодательную власть Государственной думы и Государственного совета: "Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственной думы и Государственного совета и воспринять силу без утверждения государя императора". "Основные законы" определяли взаимоотношения Государственной думы и Государственного совета, а также этих "палат" с Советом министров и центральным аппаратом. Законопроекты, не принятые Думой и Советом, считались отклоненными; проекты, отклоненные одной из палат, могли быть снова внесены на рассмотрение только с разрешения царя. Фактически после опубликования ОГЗ 1906 г. царь лишился двух важнейших прерогатив: неограниченного права законодательствования и автономного распоряжения государственным бюджетом.
Черносотенные партии мест в Думе не получили. Серьезное поражение потерпели на выборах октябристы - к началу думской сессии у них было всего 13 депутатских мест. Заметное место среди депутатов занимала крестьянская трудовая группа (107 мест). К концу существования I Думы социал-демократы образовали самостоятельную фракцию из 17 человек. 63 депутата представляли в Думе автономистов (поляки, литовцы, латыши, украинцы, мусульмане). Благодаря тому что в начале думской сессии националисты, трудовики и беспартийные (105 человек) в основном голосовали вместе с кадетами, последние фактически руководили I Государственной думой. Председателем Думы был избран кадет С.А. Муромцев. I Дума начала работу 27 апреля 1906 г.
С роспуском I Думы произошли изменения в составе правительства. 8 июля 1906 г. председателем Совета министров назначается П.А. Столыпин с сохранением за ним поста министра внутренних дел. Именно он сыграл огромную роль в роспуске I Думы, проявив качества волевого, энергичного политика. Деятельность I Государственной думы в целом способствовала разрушению "конституционных иллюзий" демократической интеллигенции, не оправдала надежды крестьянства на решение аграрного вопроса.
17 июля 1906 г. вспыхнуло восстание солдат и матросов в крепости Свеаборг, 19 июля их поддержали солдаты и матросы Кронштадта и Ревеля. Огромным напряжением сил правительству лишь через три дня удалось подавить мятеж. После этого царское правительство окончательно встало на путь открытого террора в борьбе с революционным движением, которое постепенно шло на убыль.
В этой обстановке прошли выборы во II Государственную думу. Путем всевозможных уловок и прямых репрессий правительство стремилось обеспечить приемлемый для себя состав Думы. Всего во II Думу было избрано 518 депутатов. Кадеты по сравнению с первыми выборами потеряли 55 мест. Народнические партии получили 157 мест. Социал-демократы имели 65 мест. Всего у левых партий было 222 мандата, или 43% голосов в Думе. Значительно усилилось правое крыло Думы: в нее вошли черносотенцы, которые вместе с октябристами имели 54 мандата (10%).
Открытие II Государственной думы состоялось 20 февраля 1907 г. Председателем Думы стал правый кадет Ф.А. Головин. Основным оставался аграрный вопрос, по которому каждая фракция представила свой проект. Кроме того, II Дума активно рассматривала продовольственный вопрос, обсуждала государственный бюджет на 1907 год, вопрос о призыве новобранцев, об отмене военно-полевых судов и т. д.
3 июня 1907 г. был опубликован царский манифест о роспуске II Государственной думы и изменении положения о выборах. Издание нового закона о выборах явилось фактически государственным переворотом, поскольку оно нарушало "Основные государственные законы", по которым ни один закон не мог последовать без одобрения его Думой. Государственная дума первых двух созывов лишь формально являлась законодательным органом. За 72 дня деятельности I Государственной думы Николай II утвердил 222 законодательных акта, и из них только один рассматривался в Думе и Государственном совете и был ими одобрен. В течение 102 дней существования II Думы император утвердил 390 законов, и только два из них прошли через Государственную думу и Государственный совет.
В III Думу было избрано: правых - 51, октябристов - 136, прогрессистов - 28, кадетов - 53, националистов - 90, трудовиков - 13 и социал-демократов - 19. Пост председателя Думы последовательно занимали октябристы: помещик Н.А. Хомяков, в 1910 г. А.И. Гучков, а затем (с 1911 г.) М.В. Родзянко. За пять лет ее работы (до 9 июня 1912 г.) она провела 611 заседаний, рассмотрела 2572 законопроекта, из которых 205 было выдвинуто самой Думой. Основное место в думских дебатах занимал аграрный вопрос, связанный с проведением реформы, рабочий и национальный.
В июне 1912 г. истекли полномочия депутатов III Думы, и осенью этого года прошли выборы в IV Государственную думу. Заседания IV Думы открылись 15 ноября 1912 г. Председателем ее в течение пяти лет (до 25 февраля 1917 г.) был октябрист М.В. Родзянко. Основными фракциями IV Думы являлись; правые и националисты (157 мест), октябристы (98), прогрессисты (48), кадеты (59), которые по-прежнему составляли два думских большинства. Кроме них в Думе были представлены трудовики (10) и социал-демократы (14).
Начавшаяся в 1914 г. мировая война временно притушила разгоравшееся оппозиционное движение в российском обществе. В августе 1915 г. на совещании членов Государственной думы и Государственного совета был образован Прогрессивный блок, в который вошли кадеты, октябристы, прогрессисты, часть националистов (236 и 422 членов Думы) и три группы Государственного совета. Председателем бюро Прогрессивного блока стал октябрист С.И. Шидловский, а фактическим руководителем - П.Н. Милюков. Декларация блока, опубликованная в газете "Речь" 26 августа 1915 г., носила компромиссный характер, предусматривала создание правительства "общественного доверия" (из царских сановников и членов Думы). |