1985-1991 гг. в области образования, науки и культуры характеризуются далеко не однозначно. В области образования изменения стали происходить не ранее 1988 г. До этого времени все шло в славных традициях "эпохи упадка и застоя". Выделяющиеся из общего ряда преподаватели не могли предотвратить падение образовательного уровня. Школа и вуз выпускали все меньше и меньше людей, подготовленных для работы в народном хозяйстве.
Пытаясь исправить существующую ситуацию, государство пошло по двум основным направлениям: постепенно уменьшало опеку над образованием и повышало заработную плату преподавателям. Но образовательный процесс от этого не улучшился, так как преподаватели остались прежние, и основная масса их не могла быстро и эффективно перестроиться. Усилился дефицит преподавателей, так как они стали уходить на различные коммерческие предприятия, где заработная плата значительно больше. С другой стороны, резко понизился интерес молодежи к получению образования.
Немаловажной проблемой в 1989-1990 гг. стал и отток из СССР наиболее квалифицированных специалистов, которые получали за рубежом значительно более благоприятные условия для жизни и работы.
Попытки смягчить проблему были предприняты за счет введения альтернативной образовательной системы. Стали создаваться гимназии, лицеи, колледжи и даже университеты. Но они возникали, как правило, на базе прежних школ, техникумов и вузов. Зачастую кроме смены названия они не привносили ничего нового. Те же процессы происходили и в науке. Если прикладные отрасли получили некоторое развитие, то фундаментальные науки, которые были всегда гордостью страны, оказались "на голодном пайке". В течение второй половины 80-х годов в СССР практически отсутствовали серьезные открытия, а ведущие отрасли науки, такие, как космонавтика, ядерная физика, молекулярная биология и другие, с трудом удерживали достигнутый в предыдущий период уровень.
Большие изменения стали происходить в литературе и искусстве. Отрадным явлением было возвращение советскому человеку произведений авторов, покинувших страну или высланных за рубеж за годы советской власти. Среди них можно назвать выдающихся философов Н. Бердяева и В. Соловьева, историков Д. Мережковского и М. Алданова, писателей И. Бунина и В. Набокова, поэтов Н. Гумилева и И. Бродского и многих других. Во второй половине 80-х годов появилась плеяда молодых и весьма интересных художников в различных областях творчества.
Во многих городах резко возросло количество театральных студий. На экраны стали выходить фильмы, в которых не только резко критиковались "родимые пятна" социализма, но переосмысливалось духовное содержание исторических и нравственных процессов. В этом ряду необходимо прежде всего назвать фильмы Т. Абуладзе. Значительно облегчилось проникновение в страну продукции западной культуры, особенно видеофильмов. Однако, в целом происходило резкое падение общекультурного уровня. Профессиональный уровень многих спектаклей, фильмов, развлекательных программ, литературы, поэзии и изобразительного искусства стал снижаться.
К концу 80-х годов наиболее доходными, а значит, и наиболее распространенными явлениями стали порнография, секс, насилие. С Запада в СССР также стала проникать продукция весьма низкого уровня, а немногочисленные выдающиеся произведения редко доходили до советского "потребителя". Важным явлением перестроечных времен было резкое усиление влияния восточных и западных религий и церквей. Началось массовое увлечение астрологией, экстрасенсорикой и магией. Это приводило зачастую к весьма серьезным негативным явлениям в психической и духовной сферах жизни людей.
|