Негативные явления в жизни советского общества 60-80-х годов в полной мере отразились на духовной сфере, на образовании, науке и культуре. Так, несмотря на количественный рост учащихся со средним образованием (в 1975 г. 86% молодежи имело полное среднее образование), общий уровень подготовки снизился.
Попытками преодоления этой дисгармонии являлось увеличение технической и профессиональной ориентации школьников в средней школе, увеличение ПТУ и техникумов. Но в целом эта проблема не только не была решена, но даже обострилась к концу периода. Кризисное состояние школьного образования вызвало попытку осуществить реформу школы (1983-1984), чтобы сориентировать ее на нужды экономики. Но неподготовленность, непонимание причин кризисных явлений в этой сфере привели к быстрому отказу от нее. Уже в 1985-1986 реформа была свернута.
Наряду с падением уровня обучения в основной массе школ в СССР в это время появился целый ряд преподавателей, которые творчески подходили к школьному образованию. Среди них можно назвать В. Ф. Шаталова, Е. И. Ильина, Ш. А. Амонашвили и др.
Аналогичные проблемы стояли и перед высшей школой. Несмотря на постоянный рост числа вузов и университетов (последних в 1985 г. стало 69), промышленность и сельское хозяйство страны испытывали все возрастающую потребность в квалифицированных кадрах. Главными причинами этого были: нерациональное использование выпускников вузов, низкий уровень их подготовки, снижение престижа дипломированного специалиста.
"Застойное" двадцатилетие в развитии советской науки не было таким уж застойным. Численность научных работников в стране значительно выросла, было открыто много новых научно-исследовательских институтов и центров. Особенно велики были достижения советской науки в области теоретической и экспериментальной физики, прикладной математике различных областях химии и других научных направлениях, результаты которых были тесно связаны с развитием, оборонной и космической техники.
К началу 1980-х годов советская наука стала неуклонно терять свои лидирующие позиции даже в тех отраслях, например, естествознании, где прежде ее приоритет был неоспорим. Это проявилось в регулярном корректировании сроков реализации научных программ, торможении даже в самых важных для государства космических исследованиях.
Развитие советской культуры и искусства в 1965-1985 гг. отражало поворот партийно-государственного руководства к политике неосталинизма. В художественных произведениях этого периода ясно возобладал отход от анализа острых проблем современности. В литературе и кинематографе стали создаваться многотомные и многосерийные эпопеи. Руководство страны приветствовало также разработку писателями и драматургами "производственной" тематики, где герой - новатор производства открыто вступает в противоборство с косностью и бюрократизмом чиновников.
Вместе с тем в сфере литературы широко развивается творчество так называемых деревенщиков Ф. А. Абрамова, В. И. Белова, В. П. Астафьева, П. Л. Проскурина, Б. А. Можаева и других писателей, в произведениях которых правдиво отразилась горькая судьба крестьянства, все же сохранившего несмотря на все невзгоды верность народным традициям. Особая роль в этом направлении искусства принадлежала талантливому актеру, писателю и режиссеру В. М. Шукшину. О военной поре правдивые книги создавали писатели Ю. Бондарев, В. Быков, Б. Васильев и др.
Параллельно создавался ряд кинофильмов, спектаклей, произведений литературы, песен, которые выделялись из основной массы. Среди писателей можно отметить В. Аксенова, А. Битова, Ф. Искандера, поэтов И. Бродского, Н. Коржавина, А. Галича, В. Высоцкого, художников О. Целкова, М, Шемякина, режиссеров А. Тарковского, Ю. Любимова, А. Германа, Т. Абуладзе, С. Параджанова, братьев Михалковых и др. |