XX съезд КПСС. Общественно-политическая жизнь страны. Борьба за власть.
XX съезд КПСС (14 - 25 февраля 1956 г.) стал во многом поворотным пунктом в истории страны. Съезд и особенно исторический доклад на нем Н. С. Хрущева "О культе личности и его последствиях" дали толчок процессу обновления общества, положили начало развенчанию социальных мифов сталинизма, освобождению общественного сознания от догм и идеологических стереотипов. Период в жизни страны, связанный со съездом, получил название "оттепели" (по одноименному роману И. Эренбурга).
Разоблачение сталинщины осуществлялось людьми, которые сами были продуктом этой эпохи и соучастниками сталинских злодеяний. Не свободен был в своих поступках и оценках, конечно, и Хрущев, совершивший на съезде необычайно смелый шаг. Уже в самом докладе не было последовательности в разоблачении преступного характера деятельности Сталина и тем более созданного им режима личной власти. Пороки командно-административной системы были в конечном счете сведены к культу личности, а вся вина за преступления была возложена только на И. В. Сталина и лиц из его ближайшего окружения. Политическое руководство, оставшееся у власти, не разделило ответственности за прошлое и оказалось вне критики.
Незначительные изменения, происходившие в 1956 - 1964 гг. в государственной системе, носили косметический характер. Органы советской власти всех уровней по-прежнему функционировали под руководством и контролем комитетов партии. Высшим органом власти в стране, как и прежде, формально являлся Верховный Совет СССР. На сессиях Верховного Совета СССР по-прежнему единогласно утверждались заранее подготовленные документы, но возобновление пусть даже формальной регулярной работы ВС СССР уже было явным шагом по пути демократизации.
Характерной чертой, отличавшей деятельность органов власти, была передача части законодательных функций из центра на места. В мае 1956 г. в ведение республик были переданы функции по руководству судебными учреждениями и органами юстиции, в связи с чем было упразднено Министерство юстиции СССР. Законами, принятыми сессиями Верховного Совета СССР в феврале 1957 г. и в декабре 1958 г., расширялись права союзных республик в области законодательства. Были расширены полномочия Верховных судов союзных республик. Решением шестой сессии Верховного Совета РСФСР в феврале 1957 г. была восстановлена национальная автономия балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов, упраздненная в связи со сталинскими репрессиями в годы войны.
К работе в Советах стали привлекаться не только представители партийно-государственной бюрократии, но и в большей степени рабочие, колхозники и интеллигенция, не связанные ранее с аппаратом. Это, с одной стороны, обновило состав органов власти, а с другой - несколько осложнило положение противников курса Хрущева. В марте 1957 г. в местные Советы было избрано более 1,5 млн. депутатов, среди которых более 60% составили рабочие и колхозники.
Были попытки усилить элементы самоуправления, которые на низовом уровне со временем могли бы заменить все административно-бюрократические единицы. Вторая половина 50-х - начало 60-х годов были периодом всплеска социальной активности в различных регионах страны, возникло большое количество общественных организаций, которые стали решать отдельные местные вопросы.
С самого начала деятельности Хрущева как реального руководителя партии и правительства партийно-государственная бюрократия была его тайным противником. Н. С. Хрущев не мог обойтись без нее, но и не хотел быть марионеткой в ее руках. Он постоянно пытался ставить бюрократию в неудобные для нее рамки. Важным шагом в этом направлении было положение об обязательном обсуждении кандидатур на выборные должности и ограничение продолжительности занятия должности лишь двумя сроками. Хотя эти меры были направлены прежде всего на упрочение положения Хрущева, в целом они способствовали некоторой демократизации общества.
Более серьезные попытки модернизации были предприняты Хрущевым в сфере исполнительной власти. Высшим органом исполнительной власти в СССР по-прежнему был Совет Министров. В 1955 г. председателем его стал Н. А. Булганин, а в 1958 г. был назначен Н. С. Хрущев, заместителям - А. Н. Косыгин, А. И. Микоян, Д. Ф. Устинов. Одним из первых шагов нового правительства была передача некоторых прав центра на места. В 1956 г. был увеличен процент отчислений по отдельным видам налогов в республиканские бюджеты. Ряд министерств из союзных были реорганизованы в союзно-республиканские (связи, образования и др.). Было сокращено число общесоюзных министерств и ведомств (с 30 в 1953 г. до 23 в мае 1957 г.), при увеличении союзно-республиканских (с 21 до 29). Но более глубокая структурная административная реформа началась несколько позднее. |