Стремясь полностью подчинить себе партийно-государственный бюрократический аппарат, Н. С. Хрущев предпринял попытку создать альтернативную структуру исполнительной власти с большими элементами демократизма. Суть реформы заключалась в переходе управления промышленностью и строительством от отраслевого (через министерства и ведомства) к территориальному принципу.
В соответствии с принятым Верховным Советом 10 мая 1957 г. законом "О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством" в каждом экономическом административном районе был образован Совет народного хозяйства (Совнархоз), подчиняющийся непосредственно Совету Министров союзной республики. Тем самым резко ограничивались возможности вмешательства местного партийного аппарата в хозяйственную деятельность, ограничивался объем его реальных властных полномочий. Было создано 105 совнархозов. Упразднялось 141 общесоюзное, союзно-республиканское, республиканское министерство. Предприятия, находившиеся в их ведении, были переданы в непосредственное подчинение совнархозам.
Проведение единой централизованной политики в развитии важнейших отраслей народного хозяйства, разработка текущих и перспективных планов и контроль за соблюдением государственной дисциплины поставок продукции оставались за Госпланом СССР. Для обеспечения научно-технического руководства отраслями промышленности в 1957 -1958 гг. при Совете Министров СССР был создан ряд государственных комитетов (по авиационной технике, по автоматизации и машиностроению, по радиоэлектронике, по судостроению, по химии и др.).
С самого начала реформа управления 1957 г. имела ограниченный характер. Она не вносила качественных изменений в экономические условия хозяйствования, планирования и управления производственной деятельностью промышленных предприятий. Реформа сводилась к формальной, организационно-структурной перестройке аппарата государственного управления. В реформу 1957 г. была заложена идея административной децентрализации.
Рерганизация системы управления дала определенный импульс развитию экономики: в результате снятия ведомственных барьеров, обеспечения большей оперативности управления возросли темпы роста национального дохода, усилилась специализация и кооперирование в масштабах административно-экономических районов, ускорился процесс технической реконструкции производства. Была достигнута значительная экономия за счет удешевления управленческого аппарата. Но вскоре реформа стала давать сбои. Многие совнархозы неоднократно укрупнялись, а в центре создавались многочисленные отраслевые комитеты. В июне 1960 г. были образованы республиканские СНХ, в марте 1963 г. - Высший совет народного хозяйства, в июне 1963 г. - Совет народного хозяйства СССР.
Усложнялась и система общегосударственного планирования народного хозяйства: в феврале 1959 г. был организован Государственный научно-экономический совет Совета Министров СССР; с декабря 1963 г. получил развитие механизм территориального планирования через плановые комиссии крупных экономических районов СССР. В конечном счете определяющей тенденцией стало восстановление ведомственно-отраслевой системы хозяйственного управления внутри территориальной. Вместе с тем на момент начала демонтажа созданная модель управления еще обладала значительным организационным потенциалом. После снятия Хрущева со всех государственных и партийных постов в 1964 г. система территориального управления стала активно сворачиваться и к началу 70-х годов была полностью ликвидирована. |