В январе 1565 г. Иван IV, прибыв в свою резиденцию - Александрову слободу - вместе со специально отобранными боярами и дворянами, отослал в Москву две грамоты. В первой он обвинял церковных иерархов и всех феодалов в измене, а во второй, адресованной посадскому населению Москвы, писал о том, что на него царский гнев не распространяется. Московский посад вынудил делегацию бояр просить царя вернуться на трон. Царь согласился, оговорив себе право казнить и миловать по своему усмотрению.
Иван IV поделил все государство на две части: опричнину (от слова "опричь" - кроме), выделяемую лично ему в особый удел, и земщину. В опричнину царь включил наиболее экономически развитые районы страны: торговые города вдоль судоходных речных путей, основные центры солеварения и стратегически важные форпосты на западных и юго-западных границах. На этих землях поселялись дворяне, вошедшие в особое опричное войско, а бывшие владельцы имений выселялись в земщину. В опричнине складывались свои, параллельные земским, центральные органы управления: Дума и приказы. Земщиной руководило правительство во главе с И.М. Висковатым.
Члены "царева войска" носили монашескую черную одежду, а к седлам приторачивали собачьи головы и метлы, как знаки преданности царю и готовности вымести любую измену в государстве. Фактическое опричное войско представляло собой карательный механизм, сочетавший в себе внешние атрибуты монашеского ордена и обычаи бандитской шайки. На содержание опричников (количество их первоначально составляло 1000 человек, позже возросло в 5 раз) Иван Грозный потребовал огромной суммы в 100 тыс. рублей, равной по стоимости 2 млн. четвертей ржи.
Во главе опричнины оказались родственники покойной царицы Анастасии В.М. Юрьев, А.Д. Басманов и брат второй жены царя Ивана IV (брак был заключен в 1561 г.) кабардинской княжны Марии (Кученей) Темрюковны князь М.Т. Черкасский. Среди опричников выделялись князь А.И. Вяземский, боярин Василий Грязной и незнатный дворянин Г.Л. Малюта Скуратов-Бельский, ведавший казнями и пытками. Одними из первых от рук опричников погибли крупные церковные деятели: в 1568 г. - архимандрит Герман, в 1569 г. в Твери был задушен Скуратовым низложенный митрополит Филипп, публично отказавший царю в благословении. Не миновала эта участь и противника Филиппа новгородского архиепископа Пимена. Осенью того же года была уничтожена вся семья князя Владимира Старицкого и убит он сам. Происходили массовые казни князей и дворян, но опричнина не пощадила и простолюдинов.
Зимой 1569/70 г. по приказу Ивана Грозного был учинен страшный погром в Новгороде, продолжавшийся почти полтора месяца. За это время в городе было замучено и убито от 3 до 10 тыс. человек всех возрастов и сословий. Летом 1570 г. при личном участии Ивана IV развернулись массовые репрессии в Москве, где было казнено около сотни человек. Террор был тем ужаснее, что был совершенно непредсказуем. В среднем на одного убитого боярина приходилось 3-4 рядовых землевладельца, а на одного землевладельца -10 простолюдинов. В 1570 г. дошла очередь и до самих организаторов опричнины: все они были убиты не менее зверским образом, чем убивали сами.
Конец опричнине помог положить, как ни парадоксально, крымский хан Девлет-Гирей, прорвавшийся к Москве летом 1571 г. по вине опричного войска, не оказавшего ему сопротивления. Хан не стал осаждать город, но сумел поджечь его. Москва выгорела дотла, тела сгоревших и задохнувшихся убирали почти два месяца. Иван Грозный понял: над государством нависла смертельная опасность. Объединенные земско-опричные войска под командованием князя М.И. Воротынского у с. Молоди (в 50 км от Москвы) разбили войска крымского хана. Страна была спасена. (Но это не спасло от смерти самого Воротынского. Через год после своей блистательной победы он был арестован и зверски убит).
Опричнина была отменена в 1572 г., земли были объединены вновь. В 1575 г. царь попытался возродить опричнину в несколько измененном виде. Он принял титул князя московского, "назначив" царем и великим князем служилого касимовского царевича Симеона Бекбулатовича, но эта очередная затея Грозного продлилась недолго (около года). Опричнина ухудшила экономическое и политическое положение России. Ее результат - разоренные деревни и города, разбегающиеся крестьяне. Дополнительные тяготы принесло поражение в Ливонской войне и татарские набеги.
Более благоприятным было в этот период положение на востоке страны. Осколок Золотой Орды, Сибирское ханство, в середине 1550-х годов признало вассальную зависимость от России, но пришедший к власти хан Кучум начал вести борьбу с ней. В присоединении Западной Сибири большую помощь оказали уральские купцы Строгановы, имевшие собственное войско. Казачий атаман Ермак Тимофеевич с отрядом в 600 человек двинулся в 1581 г. на Кучума и в 1582 г. разгромил его войско. Однако победа не принесла окончательного установления контроля над обширными сибирскими землями, а сам атаман Ермак в 1585 г. попал в засаду и утонул в р. Иртыш. В 80-90 -е годы продолжается поток русской колонизации в Западную Сибирь, строятся города-крепости Тюмень (1586) и Тобольск (1587).
Итоги правления Ивана Васильевича Грозного были для страны крайне противоречивыми. Главным результатом его почти 50-летнего пребывания на престоле явилось оформление централизованного Российского государства-царства, равного великим империям прошлого. Оно приобрело в XVI в. широкий международный авторитет, имело мощный бюрократический и военный аппарат, который лично возглавлял "всея России самодержец". Однако именно в этот период Россия вела изнурительную и бесплодную Ливонскую войну, которая сопровождалась во внутренней политике страшным опричным террором. Опричнина явилась форсированной централизацией без необходимых социально-экономических предпосылок, когда власть маскирует свою слабость "подсистемой" тотального страха.
Личность самого Ивана IV, необузданного средневекового тирана, вызывала в российской истории самое противоречивое отношение, но, видимо, явление царя-тирана на российском престоле в эпоху становления в Европе единых национальных государств можно считать закономерным. (Примерно в это же время властвовали Генрих VIII в Англии, Людвиг XI во Франции и Филипп II в Испании).
Последние годы Ивана IV были трагичны. Вместе со старшим сыном Иваном, погибшим от руки отца (в 1581 г.), погибла его надежда на достойного преемника: второй сын, Федор, был слабоумен, а третий - Дмитрий - родился от шестой жены Грозного Марии Нагой лишь в 1582 г.
Иван IV умер 18 марта 1584 г. Его личность, оказавшая значительное влияние на ход событий российской истории в XVI в., до настоящего времени не нашла однозначной оценки в исторической литературе. Неожиданное переплетение весьма противоречивых черт в характере царя отмечали уже его современники: крайняя мнительность и рассудительность, изощренная жестокость и забота о воинстве, невероятная гордыня и смирение и т.д. Иван IV, несомненно, обладал достоинствами выдающегося государственного деятеля. Он был хорошо образован для своего времени, имел от природы острый ум и одарен талантом публициста, умело руководил военными действиями, был выдающимся стратегом и проницательным политиком, обладал способностью четко ставить цели во внутренней и внешней политике и неуклонно стремился к их осуществлению, не останавливаясь в выборе средств.
В памяти современников кровавое правление первого московского царя оставило глубокий след. Народ наградил Ивана Васильевича прозвищем Грозный. Но жестокость царя Ивана нельзя объяснять только патологическими причинами. Духом насилия, суеверий и пренебрежения к жизни человеческой проникнута вся атмосфера средневековья. |