Крайне тяжелое внутреннее положение Советской России, приход к руководству советской внешней политикой прагматически настроенных старых, дореволюционных специалистов, прежде всего Г. В. Чичерина, также способствовали изменению внешнеполитического курса страны.
С 1918 по 1928 г. Чичерин стоял во главе Народного комиссариата иностранных дел и в значительной степени именно благодаря его опыту, квалификации, знанию международного права и связям с зарубежными внешнеполитическими ведомствами взаимоотношения между Советской Россией и зарубежными странами постепенно стали налаживаться. Попытки установления межгосударственных отношений стали делать и ведущие западные страны, поскольку убедились, что советская власть в России - это "всерьез и надолго".
Эти два встречных процесса привели к тому, что в начале 1920-х годов стали предприниматься осторожные и противоречивые шаги для установления и развития дипломатических отношений между советским государством и странами Запада. Нормализация отношений советского государства с европейскими странами началась с торговли. Советско-английское соглашение от 16 марта 1921 г. было одним из первых соглашений советской страны с ведущими странами мира. 6 мая 1921 г. было подписано советско-германское торговое соглашение, в котором Берлин признавал РСФСР де-факто (т.е. фактически) единственным законным правоприемником Российского государства. Аналогичные соглашения вскоре были заключены с Норвегией, Австрией, Италией, Данией и Чехословакией.
Летом 1921 г. в Поволжье начался голод. Советское правительство обратилось к Международному Красному Кресту и Американской ассоциации помощи (АРА) с просьбой о помощи. Вопрос об оказании содействия советский стране рассматривался в октябре 1921 г. на Брюссельской конференции глав ведущих западных государств. Конференция рекомендовала правительствам предоставить Советской России кредиты для борьбы с голодом лишь при условии признания ею долгов прежних режимов и допуска комиссии для контроля за распределением продуктов.
Международная экономическая и финансовая конференция прошла в Генуе (Италия) с 10 апреля по 19 мая 1922 г. В ней приняли участие представители 29 стран: РСФСР, Великобритании, Франции, Италии, Бельгии, Японии, Германии и др. США представлял в качестве наблюдателя посол в Италии. Попытка советской делегации поставить на обсуждение проблему разоружения (что носило неконструктивный характер) была отклонена другими делегациями. Позиции западных держав включали требования уплаты советским правительством всех долгов царского и Временного правительств, возвращение иностранцам национализированной собственности или выплату вознаграждения за нанесенный ущерб или утрату имущества, предоставление иностранцам возможности заниматься в советской стране торговой и экономической деятельностью с правами, которые они имели в других странах. Западные страны предлагали создать комиссию русского долга, которая должна была бы следить за выплатой долга, возвращением или возмещением национализированной собственности.
Контрпретензии советской стороны включали возмещение ущерба, причиненного Советской России интервенцией и блокадой (39 млрд. золотых рублей). Представители держав Антанты отказались признать советские претензии, ссылаясь на отсутствие финансовых документов, оформленных согласно международному праву. К обоюдному согласию прийти не удалось. Поэтому было принято решение передать рассмотрение всех спорных вопросов на конференцию экспертов, которая состоялась в Гааге 26 июня - 19 июля 1922 г., которая также закончилась безрезультатно.
2?12 декабря 1922 г. в Москве проходила конференция по сокращению вооружений, в которой приняли участие представители Латвии, Польши, Эстонии, Финляндии и РСФСР. Предложение советского государства о серьезном сокращении армий стран - участниц конференции первоначально на 75%, а затем на 25% было отвергнуто.
Участие СССР в Лозаннской мирной конференции (20 ноября 1922 г. - 24 июля 1923 г.), на которой рассматривались вопросы мирного урегулирования на Ближнем Востоке, также продемонстрировало несовместимость позиций Советской России и западных стран. Лозаннская конвенция была составлена на основании английских предложений и предусматривала возможность прохода в Черное море военных кораблей всех стран. Хотя советская делегация и подписала текст конвенции, СССР отказался ее ратифицировать.
Более результативно складывались для СССР двусторонние отношения. В ходе Генуэзской конференции в предместье Генуи Рапалло был подписан двусторонний договор между Советской Россией и Германией (16апреля 1922г.). Рапалльский договор предусматривал восстановление дипломатических отношений между РСФСР и Германией, взаимный отказ сторон от возмещения военного ущерба, расходов на содержание военнопленных. 12 октября 1925 г. подписывается торговый договор с Германией и консульская конвенция. 24 апреля 1926г. СССР и Германская республика подписали договор о ненападении и нейтралитете. В 1926 г. СССР получил в Германии долгосрочный заем в 300 млн. марок, частично гарантированный германским правительством.
Более сложно складывались отношения Советской России с Великобританией. В результате работы англо-советской конференции 8 августа 1924 г. между Великобританией и СССР были подписаны Общий договор и Договор о торговле и мореплавании.
Серьезное обострение советско-английских отношений произошло в 1926 г. во время всеобщей забастовки в Англии и стачки английских горняков, начавшейся 1 мая 1926 г. Советское правительство через советские профсоюзы оказало значительную финансовую и материальную помощь Федерации горняков Великобритании. Английское правительство в июне 1926 г. обвинило Москву во вмешательстве во внутренние дела, а в ноте от 23 февраля 1927 г. - в нарушении англо-советского торгового соглашения. Весной по Англии прокатилась волна антисоветских выступлений, в том числе был совершен налет английской полиции на лондонскую квартиру АРКОС (Англо-русского кооперативного общества), целью которого было изъятие подстрекательских документов. 27 мая 1927 г. английское правительство разорвало дипломатические отношения с СССР и аннулировало торговое соглашение 1921 г.
С другими странами поддерживались более стабильные отношения. 7 февраля 1924 г. устанавливаются дипломатические отношения между Италией и СССР и подписывается итало-советский договор о торговле и мореплавании. В течение 1924 г. Советский Союз установил дипломатические отношения с Норвегией, Австрией, Швецией, Грецией, Данией. 28 октября устанавливаются нормальные (на уровне послов) дипломатические отношения с Францией. В январе 1925 г. - дипломатические и консульские отношения с Японией.
28 сентября 1926 г. был подписан советско-литовский договор, подтверждавший Рижский мирный договор 1920 г. Из великих держав только США не установили в 20-е годы дипломатических отношений с СССР, отказываясь вести какие-либо переговоры до выплаты долгов и компенсации за национализированное имущество. В 20-е годы СССР стал проводить все более активную политику и в отношении азиатских стран, прежде всего пограничных. |