Реформы государственно-политического устройства России после 1814 г. Внешние события 1812-1815 гг. отодвинули внутриполитические проблемы России на второй план. После окончания войны вопрос о реформах государственного устройства и крепостных отношений вновь оказался в центре внимания общества и самого императора.
Своего рода экспериментом по соединению самодержавия с конституционными началами стало дарование Александром I Конституции Царству Польскому. Император, лично редактировавший текст проекта, в ноябре 1815 г. утвердил польскую Конституцию. Обещание ввести Конституцию и в России фактически прозвучало в речи Александра I на открытии польского сейма в марте 1818 г. Он заявил, что надеется распространить "законосвободные учреждения" на все страны, вверенные его попечению.
Впервые с начала царствования Александра I появилась социальная опора для преобразований: выросло целое поколение, воспитанное на реформистских идеях. Огромное значение для изменения политических настроений в обществе имели заграничные походы русской армии, участники которых, вернувшись на родину, жаждали перемен к лучшему.
В апреле 1818 г. Александр I установил автономное управление в Бессарабии. Высшая законодательная и исполнительная власть передавалась Верховному совету, решения которого были окончательными. Конституцию и собственный четырехсословный сейм имела присоединенная в 1808 г. к России Финляндия. Она существовала как автономное государство в составе Российской империи и управлялась по своим внутренним законам. В 1818 г. Александр I поручил Новосильцеву подготовить проект российской Конституции.
Подготовленный и одобренный императором документ - "Государственная уставная грамота Российской империи" - предусматривал установление в России конституционной монархии. Законодательную власть делили между собой император и Государственный сейм, который состоял из двух палат: верхней - Сената и нижней - посольской палаты. Ни один закон не мог быть принят без обсуждения в Сейме, который обладал правом вето. Законодательная инициатива сохранялась только за императором, являющимся также и главой исполнительной власти.
В целом проект имел более консервативный характер, чем польская Конституция 1815 г. Суверенитет императора (а не народа) объявлялся главным источником любой власти в стране. Дворянские привилегии сохранялись, а о крепостном праве не упоминалось вовсе. Между тем нерешенность крестьянского вопроса после войны вызывала тревогу правящих кругов. С 1815 по 1820 г. император получил 11 проектов об условиях освобождения крестьян, составленных авторами как по его поручению, так и по собственной инициативе. Общим для всех проектов был принцип постепенности отмены крепостного права при сохранении привилегий помещиков. Одним из разработчиков был граф А.А. Аракчеев. Он предлагал осуществлять освобождение крестьян под руководством правительства, которое должно было скупать помещичьи имения на средства государственного бюджета. Крестьяне должны были получать при освобождении землю в размере двух десятин на душу. Практически этот проект был невыполним из-за ограниченности бюджетных средств, но царь одобрил его.
Изменения в положении крестьян в период правления Александра I произошли лишь в Прибалтике. В мае 1816 г. император подписал "Положение об эстляндских крестьянах", по которому последние получали личную свободу, но вся земля оставалась в собственности помещиков. Крестьяне могли брать землю в аренду, а в перспективе и выкупить ее.
Однако реформаторские намерения Александра I как в конституционном, так и в крестьянском вопросе сменяются откровенно реакционным курсом. Александр I считал, что крестьянская Россия не способна понять и принять конституционную систему правления. Волнения в военных поселениях, восстание Семеновского полка и волна европейских революций 1820-1821 гг. окончательно убедили его в несвоевременности каких-либо преобразований. В последние годы своего царствования Александр I мало занимался внутренними делами, уделяя основное внимание проблемам Священного союза.
Именно с этого времени управление страной фактически сосредотачивается в руках всесильного временщика, по имени которого установившийся в стране режим получил название аракчеевщины (1815-1825). А. А. Аракчеев был отнюдь не вдохновителем реакционного курса, а лишь ревностным исполнителем воли монарха. В 1808 г. он получил пост военного министра, и Александр I поставил перед ним задачу улучшить комплектование и обучение строевого состава армии, повысить дисциплину, реорганизовать артиллерию, наладить боеспособность русской армии. После войны доверие Александра I к Аракчееву настолько возросло, что он возложил на него исполнение высочайших повелений не только по военным, но и по гражданским вопросам. С 1815 г. Аракчеев фактически руководил Государственным советом, Комитетом министров и Собственной его императорского величества канцелярией. Имя Аракчеева неразрывно связано с историей военных поселений, которые он организовывал по заданию императора. С 1822 г. А.А. Аракчеев стал единственным докладчиком императора по государственным делам.
Ярчайшим проявлением аракчеевщины стало внедрение карательно-охранительных начал во все сферы жизни общества. В 1822 г. был принят закон, разрешавший помещикам ссылать крепостных "за дурные поступки" в Сибирь на поселение. Этот указ перечеркнул прежние запреты ссылать крестьян (1809 и 1811 гг.) и стал апогеем крепостнического законодательства.
Символом наступившей в стране реакции были военные поселения - новая форма комплектования и содержания армии. Крестьяне, переводимые на положение "военных поселян", должны были соединять военную службу с земледельческим трудом. Правительство рассчитывало тем самым удешевить содержание армии. Первые поселения были учреждены еще в 1810 г., но война 1812 г. задержала их дальнейшую организацию. Военные поселения начали вводить вновь с 1816 г. Они были организованы в Новгородской, Петербургской, Могилевской, Слободско-Украинской и Херсонской губерниях. В разряд поселенцев государственные крестьяне переводились целыми уездами. Вместе с ними селили солдат. Крестьянские избы сносились, вместо них ставили большие дома на несколько семей. Жизнь военных поселенцев была строго регламентирована: в первую половину дня они проходили строевую службу, затем приступали к сельхозработам. За малейшую провинность поселенцы подвергались телесным наказаниям. Несмотря на волнения крестьян, которыми было встречено введение военных поселений, к 1825 г. на поселения было переведено 375 тыс. человек (1/3 армии), составивших Отдельный корпус военных поселений под началом Аракчеева.
Последние годы царствования Александра были мрачными для страны и тягостными для самого императора. Крушение его реформаторских надежд, известия о недовольстве консерваторов, с одной стороны, и о появлении тайных дворянских обществ будущих декабристов - с другой, личные утраты - все это обратило его сначала к религии, а затем к мистицизму. В ноябре 1825г. император неожиданно скончался в Таганроге, оставив открытым вопрос о престолонаследии.
Согласно закону 1797 г., преемником Александра I считался следующий по старшинству сын Павла I Константин. Но в 1822 г. Константин, никогда не имевший притязаний на царство ("Удушат, как отца удушили," - говорил он), вручил Александру официальный отказ от прав на престол. В 1823 г. император составил особый манифест о назначении своим наследником третьего брата - Николая, но не обнародовал его, сохранив в тайне даже от самого Николая. Манифест хранился в Успенском соборе Кремля и о нем знал крайне ограниченный круг лиц, что и стало причиной возникшей в декабре 1825 г. ситуации междуцарствия. |