Общественная мысль и социальные движения. "Просвещенный абсолютизм".
Общественная мысль второй половины XVIII в. была представлена уже достаточно широким спектром социально-политических концепций. Ее основные направления составляли: официально-охранительная теория, консервативно-аристократическая идеология, либерально-дворянское направление, умеренное и революционное просветительство.
Первое направление получило разработку в трудах самой Екатерины II. В сочинении "Антитод" утверждалось, что просвещенное правительство Екатерины II и не собирается менять порядки в государстве, ибо все в России обстоит благополучно.
Аристократическо-консервативное направление представляли воззрения М. М. Щербатова (1733-1790). Историк и публицист, в 1767-1768 гг. он активно защищал дворянские привилегии в Уложенной комиссии, в последующее время трудился в Комиссии о коммерции, заведовал секретным делопроизводством в Военном совете, был придворным историографом. Фактически его не устраивало ни одно из правлений в XVIII в. Не отрицая пользы и необходимости реформ первой четверти XVIII в., Щербатов тем не менее возлагал на Петра I вину за подрыв социально-политической роли родового дворянства и "повреждение общественных нравов". Он был сторонником такого образа правления, при котором дворянство в целом как корпорация резко отделено своими привилегиями от прочих сословий и пользуется решающим влиянием в государстве. Наконец, Щербатов был убежденным крепостником, искренне верующим в благодетельность крепостного права для крестьян и в заботливое отеческое отношение к ним помещиков.
Дворянско-либеральное направление представляли: Н. И. Панин (1718-783), русский посланник в Дании и Швеции, с 1760 г. - воспитатель великого князя Павла Петровича, с 1763 г. - первоприсутствующий член в Коллегии иностранных дел; А. Р. Воронцов (1741-1805), в 1762-768гг. - полномочный министр в Англии, в 1773-1794 гг. - президент Коммерц-коллегии; княгиня Е Р. Дашкова (1743-1810), директор Академии наук и президент Российской Академии в 1783-1796 гг. ; князь Д. А. Голицын (1734-1803), русский посол во Франции и Нидерландах, публицист и ученый; А. А. Безбородко (1747-1799) - фактический руководитель внешней политики России с 1784 г., канцлер при Павле I.
Представители дворянского либерализма выдвигали проекты смягчения крепостного права и даже его постепенной отмены в будущем, однако при условии сохранения дворянской собственности на землю. Одновременно их предложения касались урегулирования политических отношений верховной власти с господствующими сословиями. Не посягая на саму идею монархии, дворянский либерализм стремился к устранению произвола верховной власти и ее конституционному ограничению.
Просветительство второй половины XVIII в. - широкое и многообразное направление - продолжало наступление на идеологию феодального общества с позиций теорий "естественного права" и "общественного договора". Совершенным государственным устройством для большинства просветителей являлась просвещенная конституционная монархия, в которой на практике осуществлялся идеал общественного блага, подразумевавший прежде всего правовое обеспечение "вольности и собственности". Крупнейшим деятелем Просвещения был Н. И. Новиков (1744 - 1818), журналист и книгоиздатель, выпустивший около 1000 изданий. В своих сатирических журналах он обрушивался на закоренелые пороки административной и общественной жизни: бюрократический произвол, казнокрадство, взяточничество, алчность и жестокость владельцев "крещеной собственности".
Другой просветитель, Д. И. Фонвизин (1744-1792), автор сатирической басни "Лисица-кознодей", перевода сочинения французского просветителя Тома "Похвальное слово Марку Аврелию", самобытных комедий "Недоросль" и "Бригадир" смело изобличал дворянское злонравие. Фонвизин не останавливался перед осуждением политики Екатерины II, установившей деспотический образ правления и попустительствовавшей помещикам-тиранам.
Во второй половине 60-х годов XVIII в. с серией писем, в которых излагался план решения крестьянского вопроса, выступил Д. А. Голицын. Он прямо указывал на крепостное право как на главный тормоз в развитии страны, который следовало устранить путем реформы общегосударственного масштаба. Но при этом Голицын исходил из того, что земельная собственность должна оставаться в руках помещика, который мог бы ее сдавать на выгодных условиях в аренду. Таким образом, получая личную свободу, крестьянин волей-неволей должен был превратиться в арендатора помещичьей земли, наиболее состоятельные из крестьян могли приобретать землю в собственность, скупая ее по рыночной цене у помещика. Несмотря на ограниченность проекта Голицына, его претворение в жизнь содействовало бы преобразованию феодально-помещичьих латифундий в капиталистическо-фермерские хозяйства и появлению вольнонаемных сельскохозяйственных рабочих.
Во второй половине XVIII в. в рамках просветительства оформилась революционная традиция, связанная с деятельностью А. Н. Радищева (1749-1801). В его сочинениях (ода "Вольность", "Путешествие из Петербурга в Москву", "Письмо другу, жительствующему в Тобольске" и др.) распространенные просветительские теории естественного права и общественного договора даны под углом зрения радикального вывода о праве народа свергать недостойных или не выполняющих своего долга перед подданными правителей. Революционность позиций Радищева воплощалась в призыве к сокрушению строя насилия и несправедливости путем крестьянского восстания. Конечной целью борьбы провозглашалось установление народоправства в форме буржуазной республики.
Вторая половина XVIII в. была связана с заметной активизацией социальных движений. В год вступления Екатерины II на престол волновалось около 150 тыс. монастырских и помещичьих крестьян. Главная причина крестьянских выступлений коренилась в усилении режима феодальной эксплуатации в условиях разложения крепостнической системы и прокрепостнической политике правительства. Предвестниками крестьянской войны стали крупные народные движения конца 60-х-начала 70-х годов. В 1768 г. восстание, получившее название "колиивщины" (по главному оружию, которым были наделены восставшие, - колу), распространилось на Украине.
В 1771 г. в Москве вспыхнул "чумной бунт", население, охваченное паникой из-за эпидемии чумы, закрытия мануфактур, увольнения рабочих, расправилось с архиепископом Амвросием, повелевшим увезти от Варварских ворот, где скапливались люди, чудотворную икону Богородицы. Взрывоопасная обстановка возникла и среди казачества Урала: введение государственной монополии на рыбную ловлю и соль, стеснение автономии яицкого казачества, привлечение казаков к службе в войсках на Северном Кавказе и других местах уже в 1772 г. спровоцировало восстание на Яике, в ходе которого были убиты генерал, войсковой атаман и ряд представителей казачьей старшины. После подавления восстания казачий круг был запрещен, а в Яицкий городок назначен комендант. |