Во второй половине XVIII в. в России были предприняты попытки реформировать систему образования. В большей степени они были продиктованы заботой власти о воспитании в стране "новой породы людей", способных служить опорой престола и претворять в жизнь замыслы монарха.
Наиболее энергичным проводником этого курса стал И.И. Бецкий (1704-1795), выдающийся педагог и организатор учебного дела в России. В соответствии с проектом Бецкого были открыты: Воспитательные дома для подкидышей и "несчастнорожденных" младенцев в Москве и Петербурге (1764 и 1770 гг.), Общество двухсот благородных девиц в Петербурге (1764) с отделением для мещанских девиц (1765), Коммерческое училище (1772), а также преобразованы кадетские корпуса.
В 1782 - 1786 гг. в России была проведена школьная реформа, создавшая систему единообразно организованных учебных учреждений с едиными учебными планами и общей методикой. Это были так называемые "народные училища" - главные в губернских городах и малые в уездах. Первые являлись четырехклассной школой, где помимо начальных дисциплин преподавались русский язык, арифметика, геометрия, география, история, естествознание, архитектура, механика и физика. Вторые являлись двухклассной школой и давали элементарные знания (чтение, письмо, чистописание, арифметика, катехизис). Сеть народных училищ быстро росла: в конце XVIII в. их насчитывалось уже 288, в них обучались 22 тыс. человек.
Кроме государственной школы по инициативе частных лиц были созданы училища для бедных детей и сирот в Петербурге, Москве, Твери, Владимире, Курске, Туле и других городах. В 1779 г. по почину Н. И. Новикова при Московском университете была открыта учительская семинария - первое в России педагогическое учебное заведение. Улучшилась подготовка и врачебных кадров - в конце XVIII в. в России имелось три медицинских училища, Медико-хирургическая академия и медицинский факультет при Московском университете.
В 1783 г. была учреждена Российская Академия, которую возглавила Е. Р. Дашкова. Важнейшей областью научно-исследовательской деятельности оставалось изучение природных ресурсов страны. Наиболее плодотворными явились пять академических экспедиций, организованных в 1768-1774 гг. с целью комплексного обследования природы, населения, хозяйства, быта и культуры районов России.
Во второй половине XVIII в. были сделаны важнейшие технические изобретения: механик-самоучка И. П. Кулибин (1735-1818) усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов, создал прототип прожектора, семафорный телеграф, лифт, новый часовой механизм. Другой крупнейший изобретатель, солдатский сын И. И. Ползунов (1728-1766), в 1763 г. разработал проект универсального парового двигателя - первой в мире двухцилиндровой машины непрерывного действия. В 1765 г. он построил в России первую паросиловую установку для заводских нужд.
Во второй половине XVIII в. значительно продвинулось вперед изучение истории. В это время работали крупные историки М. М. Щербатов и И. Н. Болтин. 7-томный труд Щербатова ("История Российская от древнейших времен"), хронологически доведенный до начала царствования Михаила Романова, был интересен не только с точки зрения представленного в нем богатого исторического материала, но и с точки зрения попыток установления причинности исторических событий, которые автор связывал с особенностями исторических личностей, господствующими идеями, нравами и обычаями каждой эпохи. И. Н. Болтин (1735-1792), не являясь в отличие от Щербатова профессиональным историком, сумел сделать целый ряд ценных исторических наблюдений в трудах, которые были написаны в полемике с французским автором Лек-лерком и Щербатовым ("Примечания на "Историю древния и нынешния России" г. Леклерка" и "Критические примечания генерал-майора Болтина на первый и второй тома "Истории" князя Щербатова?).
Ломка классицистических законов заметно проявилась в жанре комедии. Так, даже комедии ортодоксального "классициста" А. П. Сумарокова, написанные в 60 - 70-е годы, приобрели отчетливую сатирическую и обличительную направленность, яркий национальный колорит. Сближение литературы с жизнью пролегало через так называемый метод "введения подлинников", т. е. изображения конкретных лиц, легко узнаваемых читателем или зрителем по сугубо индивидуальным чертам. Эти тенденции еще более выпукло проявились в творчестве Д. И. Фонвизина.
В конце XVIII в. в русской литературе складывалось новое направление - сентиментализм. В отличие от классицистов, прославлявших государственную власть и человеческий разум, сентименталисты преимущественно обращались к внутреннему миру человека, его психологии и переживаниям. Ведущими жанрами становились роман, дневник, путевые заметки. Наивысшее развитие сентиментализм получил в творчестве Я. М. Карамзина (1766 -1826).
Во второй половине XVIII в. достигает расцвета российский театр. Тому в немалой степени способствовало преобразование управления театрами: в 1766 г. они были поставлены в подчинение коллегиального органа - "Театральной дирекции" и были взяты на государственное содержание. Тогда же театры стали общедоступными. В 1783 г. в Петербурге был открыт публичный государственный театр - так называемый Большой, или Каменный, театр. Еще раньше, в 1779 г., в Петербурге на Царицыном Лугу появился частный городской театр, основанный немецким антрепренером К. Книппером. В Москве в 1780 г. начал свою работу Петровский театр (получивший название по месту расположения - Петровской площади), содержателем и руководителем которого был англичанин М. Медокс. На русской сцене с успехом шли произведения европейских и отечественных драматургов: Бомарше, Лессинга, Мольера, Сумарокова, Фонвизина, Княжнина.
В новый этап своего развития вступило и изобразительное искусство. Официально признанным ведущим жанром, которому придавали решающее значение в стенах Академии художеств, являлась историческая живопись. В этом жанре наибольших успехов добились А. П. Лосенко (1737-1773), Б. И. Угрюмое (1764-1823), написавший серию полотен на темы русской истории. Жанр бытовой живописи, хотя и не пользовавшийся официальным почетом и спросом среди богатых заказчиков, дал также известные имена: И. Фирсова, М. Шибанова.
Самостоятельным жанром изобразительного искусства во второй половине XVIII в. стал пейзаж. В Академии художеств был создан специальный ландшафтный класс. Наиболее талантливые мастера этого жанра: С. Ф. Щедрин (1745-1804), Ф. Я. Алексеев (1753-1824) запечатлели на своих полотнах живописные уголки Москвы и Петербурга, Павловска, Гатчины, Петергофа. Скульптура второй половины XVIII в. развивалась под преобладающим влиянием классицизма, направлявшего ваятелей на поиск образцов высокого искусства в произведениях античности. Одним из наиболее ярких памятников скульптуры явилась конная статуя Петра I, выполненная Э. М. Фальконе (1716-1791).
Архитектура второй половины XVIII в. еще в большей степени, чем скульптура, испытала на себе воздействие классицизма. Зодчие широко обращались к наследию античной классики, под влиянием которой архитектурный стиль эволюционировал к все большей простоте и строгости форм, рациональному удобству планов. |