После Февраля 1917г. партийно-политическая система российского общества, насчитывавшая свыше 50 партий, сдвинулась от правоцентристских организаций к левому центру. Черносотенные союзы, прекратившие свою деятельность после отречения Николая II, так и не смогли больше возродиться. С политической арены практически исчез и Союз 17 Октября, несмотря на то что ряд его членов (М.В. Родзянко, А.И. Гучков, И.В. Годнев) одно время входили в состав Временного правительства.
В отличие от монархистов и октябристов партия народной свободы (кадеты) увеличилась после Февраля 1917 г. примерно в 5 раз, достигнув 70 тыс. членов, и заняла прочные позиции в первом составе Временного правительства (министр иностранных дел П.Н. Милюков, министр земледелия А.И. Шингарев, министр путей сообщения Н.В. Некрасов и др.). В марте состоялся VII съезд партии, принявший решение уточнить программу, в которой было записано, что Россия должна быть демократической и парламентской республикой. Однако в аграрной части программы никаких изменений не было сделано.
На VIII съезде было решено пойти на правительственное сотрудничество с социалистами. В состав первого коалиционного правительства вошли А.А. Мануйлов, Д.И. Шаховской и А.И. Шингарев.
После Февральской революции 1917 г. произошел бурный рост популярности партии социалистов-революционеров. Численность эсеровской партии выросла до 400-600 тыс. человек (по разным оценкам). В первый состав Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов вошли левый эсер П.А. Александрович и бывший трудовик, а затем эсер А.Ф. Керенский. Важные посты в новых органах власти эсеры заняли в Москве, Новониколаевске, Уфе и других городах. Одновременно быстро восстанавливались организационные легальные структуры партии эсеров, а к концу мая 1917 г. она насчитывала до 800 тыс. человек.
На III съезде партии, состоявшемся 25 мая - 4 июня 1917 г., был избран Центральный Комитет, принято решение о формировании коалиционного Временного правительства и подготовке выборов в Учредительное собрание. Окончательно государственное устройство России должно было определить Учредительное собрание, которое, по мнению эсеров, установит демократическую республику. На местах власть следовало передать органам местного самоуправления (думам и земствам), избранным демократическим путем. На выборах в городские думы, состоявшихся в августе 1917 г., эсеры в большинстве случаев блокировались с меньшевиками и завоевали большинство мест.
Эсеры выступали за прекращение войны, борьбу с империализмом воюющих стран, восстановление интернационализма, защиту и всемерное укрепление завоеваний революции. В то же время левое крыло партии было против оборонческой позиции, требовало перенести революционное движение в другие страны, чтобы зажечь пожар мировой революции. Правые же эсеры заявляли о поддержке войны, верности союзникам и необходимости порвать с большевизмом. Они также, вразрез с политикой Временного правительства, выступили за государственное регулирование производства, установление контроля над внешней и внутренней торговлей и финансами. В вопросе о власти эсеры были против ее захвата и считали, что необходимо постепенно и демократическим путем отстранить от власти буржуазные партии.
Анархисты после Февральской революции предприняли попытку к объединению своих разрозненных групп. В Москве члены семи организаций 13 марта 1917 г. образовали Федерацию анархических групп. Анархо-синдикалисты сумели установить контроль над союзами металлистов, портовых рабочих, булочников, отдельными фабрично-заводскими комитетами. В своих воззрениях анархо-синдикалисты постепенно избавились от стремления к немедленному переходу к обществу анархии, в то время как анархо-коммунисты сохранили верность идее безвластного, коммунистического общества. Анархисты, за исключением анархистов-индивидуалистов, признавали возможным вхождение в состав Советов, но только с информационной целью. Разобщенность анархических организаций не позволила им оказать какое-либо серьезное влияние на политическую жизнь страны.
Меньшевики, не сыгравшие особой роли в революционных событиях в феврале - марте 1917 г., сумели занять ведущее место в Петроградском Совете, а также в ряде других Советов. Первоначально они не претендовали на власть, но затем под давлением части демократической общественности и эсеров приняли решение о вхождении в состав коалиционного правительства. Однако оказать влияние на его политику меньшевики не смогли.
На объединительном съезде меньшевиков, состоявшемся 19-25 августа 1917 г. в Петрограде, произошло окончательное размежевание с большевиками. В то же время борьба на съезде между крайними оборонцами во главе с А.А. Потресовым, революционными оборонцами (И. Г. Церетели, Ф.И. Дан), меньшевиками-интернационалистами (Ю.О. Мартов) и сторонниками петроградской газеты "Новая жизнь" (Н.Н. Суханов и др.) свела на нет все усилия по объединению меньшевистских сил. Группа Ю. Ларина и петроградские межрайонцы вскоре перешли в лагерь большевиков, меньшевики-интернационалисты стали выпускать собственную газету "Искра", а правые меньшевики-оборонцы - журнал "Рабочая мысль".
Группа Г.В. Плеханова с мая решила именоваться Всероссийской социал-демократической организацией "Единство". Оборонцы во главе с Церетели и Даном продолжали курс на участие в коалиционном, правительстве, защиту страны и борьбу за всеобщий демократический мир. В итоге меньшевики к моменту открытия II съезда Советов 25 октября 1917 г. были раздроблены и не сумели противостоять большевикам и их сторонникам.
Руководство партии большевиков после Февраля не сразу смогло выработать новую стратегию и тактику. В начале марта Русское бюро ЦК заявило о контрреволюционном характере Временного правительства и необходимости формирования революционно-демократического правительства, но не нашло поддержки у большинства парторганизаций. Под влиянием умеренной позиции Петроградского комитета и особенно вернувшихся 12 марта из ссылки Л.Б. Каменева, И.В. Сталина, М.К. Муранова российские большевики по многим вопросам фактически поддержали меньшевиков и эсеров: условная поддержка Временного правительства, оказание на него давления с целью заключения мира и развития революции. Тенденция к организационному слиянию с меньшевиками проявилась в массовом создании объединенных (большевистско-меньшевистских) партийных организаций и в переговорах об объединении.
Однако после VII Апрельской Всероссийской конференции РСДРП(б) положение коренным образом изменилось. В.И. Ленин высказался за установление в России диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства как пролога грядущей мировой революции, за мирный переход ко второму этапу революции и передачу власти Советам, а также за решительный разрыв с международной и российской социал-демократией. Все это не было поддержано вначале руководством партии большевиков (В.П. Ногин, Л.Б. Каменев и др.), но делегаты Апрельской конференции после бурных дискуссий в основном одобрили большинство пунктов программы Ленина. В июле 1917г. Ленин и его сторонники, учитывая сложившуюся обстановку, умело скорректировали свой курс.
В сентябре Ленин требовал начать подготовку к вооруженному восстанию, считая, что Европа находится "в преддверии всемирной пролетарской революции", а соотношение сил в стране чрезвычайно благоприятствует вооруженному захвату власти большевиками. Все обвинения в разжигании гражданской войны Ленин отвергал, доказывая, что никакие "потоки крови" в ней не сравнятся с "морями крови", пролитыми русскими империалистами во время июньского наступления русской армии. |