В декларации Временного правительства от 3 марта 1917 г. были провозглашены гражданские свободы, распространенные и на военнослужащих, амнистия осужденным по политическим делам, отмена национальных и религиозных ограничений и др. Одновременно был санкционирован арест Николая II, ряда высших чиновников и генералов. Для расследования их действий 4 марта учреждается Чрезвычайная следственная комиссия.
По соглашению с Петроградским Советом была проведена радикальная демократизация армии. От солдат требовалось в строю и при "отправлении служебных обязанностей" соблюдать строжайшую воинскую дисциплину, а вне службы и строя они не могли быть "умалены в тех правах, коими пользуются все граждане". Приказ N 1 отменял титулование офицеров, которым не разрешалось выдавать оружие, находившееся в распоряжении и под контролем ротных и батальонных комитетов.
Несмотря на то что действие приказа распространялось только на войска Петроградского гарнизона, он получил повсеместное распространение в действующей армии и в тылу, вызвав разложение войск и падение их боеспособности. В армии были упразднены военно-полевые суды, введен институт комиссаров для контроля за деятельностью офицеров, уволено в резерв около 150 высших чинов, в том числе 70 начальников дивизий. Указом от 12 марта правительство отменило смертную казнь, а также учредило военно-революционные суды. Временное правительство считало, что проведение кардинальных реформ во всех областях жизни страны возможно только на основе решений Учредительного собрания. Поэтому оно ограничивалось принятием временных законов, придерживаясь идеи "непредрешения" воли Учредительного собрания.
Однако Временное правительство проявило заметную активность в вопросах национального самоопределения. 17 марта была опубликована Декларация правительства о его согласии на создание в будущем независимой Польши с включением в ее состав германских и австро-венгерских польских земель при условии, что она будет находиться в "свободном военном союзе" с Россией. 7 марта Временное правительство восстановило автономию Финляндии, но выступило против ее полной самостоятельности. Однако 5 июля сейм Финляндии принял "Закон о власти", который ограничивал компетенцию Временного правительства вопросами военной и внешней политики.
С февраля по октябрь 1917 г. социально-экономические проблемы решались весьма осторожно, особенно вопрос о земле. Большинство партий и общественных объединений были едины в том, что земля должна перейти в руки крестьян, а законодательно вопрос о земельном переустройстве должно решить Учредительное собрание. Однако при определении самой сути земельной реформы возникли непримиримые противоречия: либеральные круги отстаивали частную собственность на землю, а радикалы требовали передачи всей земли в общенародное достояние для уравнительного пользования без всякого выкупа.
В марте Временное правительство передало государству кабинетские и удельные земли, а в апреле учредило земельные комитеты для проведения аграрной реформы. Кроме того, были изданы акты, направленные против самочинных захватов помещичьих земель, которые приобрели значительные масштабы по всей стране. Положение в промышленности было не менее тяжелым. Первая мировая война легла тяжелым бременем на экономику, так как армия поглощала 40-50% всех материальных ценностей, создаваемых Россией. Еще более развал промышленности усугубился после Февральской революции.
В сложном положении находился и транспорт, где широко насаждались выборные советы и комитеты. Циркуляром Министерства путей сообщения от 27 мая им были предоставлены полномочия по общественному контролю, наблюдению и отдаче указаний железнодорожным органам, что дезорганизовало управление железными дорогами. Всероссийский исполнительный комитет железнодорожного профсоюза (Викжель), созданный на I Всероссийском учредительном съезде железнодорожников (15 июля - 25 августа 1917 г.), настаивал на том, что "железнодорожный союз должен быть вполне автономным".
Первая мировая война привела к огромному росту государственных расходов - с 5 млрд. рублей за вторую половину 1914 г. до 18 млрд. в 1916 г. После Февральской революции только военные расходы за семь месяцев 1917 г. достигли 14,5 млрд. рублей. Этот рост был обусловлен многими причинами, в том числе уменьшением валового продукта на 32%, чрезмерным повышением заработной платы, субсидированием убыточных предприятий, снижением поступлений от земельного налога, налога на городское недвижимое имущество. Все это вело к снижению курса рубля (рост цен составил в 1917 г. ок. 500%). С целью переустройства финансовой системы на демократических началах вводилось прямое обложение имущих классов, а в августе усилилось косвенное обложение и была введена монополия на чай, сахар, спички. Кредитные операции дали за первую половину 1917 г. 9,5 млрд. рублей, а обыкновенные доходы предполагались на уровне не более 5,8 млрд., что не покрывало расходы. Поэтому правительство увеличило выпуск кредитных билетов. Если в 1916 г. их было выпущено на сумму почти в 3,5 млрд. рублей, то за десять месяцев 1917 г. денежная эмиссия составила уже 16,5 млрд. руб.
Главной внешнеполитической проблемой после Февраля был вопрос об участии России в мировой войне. 14 марта 1917 г. Петроградский Совет принял манифест "К народам всего мира", в котором было заявлено об отказе от захватнических целей в войне, от аннексий и контрибуций, но признавалась революционная война с Германией. В обращении Временного правительства к гражданам России от 27 марта отмечалось, что оно будет полностью соблюдать обязательства в отношении союзников, вести оборону от вторгнувшегося в пределы России врага, добиваться прочного мира на основе самоопределения народов. |