К середине XIX в. Российская империя занимала территорию 18 млн. кв. км. Население страны в 1851 г. составило (по данным 9-й ревизии) 69 млн. человек. Неуклонно рос удельный вес городского населения: с 5,8% в 1835 г. до 7,8% к 1851 г., всего в 1851 г. горожан насчитывалось 3,5 млн. человек. Количество городов по сравнению с предыдущим периодом изменилось мало - 566. В Петербурге, Москве и Одессе - городах с населением более 100 тыс. человек - проживало 17% городских жителей. Рост числа горожан происходил за счет притока сельских жителей.
"Первейшим сословием" страны оставалось дворянство, которое Николай I назвал "оградой престола". Манифест 1831 г. в нарушение "Жалованной грамоты дворянству" установил высокий имущественный ценз для участия в дворянских выборах и собраниях. Над деятельностью дворянских собраний был введен контроль губернатора. Тем самым отстранялись от влияния на корпоративную жизнь дворянства мелкопоместные дворяне.
В 1832 г. было введено новое сословие - потомственных и личных "почетных граждан". Почетное гражданство присваивалось детям личных дворян и церковнослужителей. купцам, ученым, художникам. Таким образом ограничивался доступ в благородное сословие. С той же целью указ 1845 г. повысил классный чин "Табели о рангах", дававший право на получение потомственного и личного дворянства.
Для сохранения крупного помещичьего землевладения законом 1845 г. были установлены майораты - заповедные дворянские имения, не подлежащие разделу или продаже. Помещикам предоставлялись льготные государственные кредиты. К 1856 г. общая задолженность дворян казне составила 427 млн. руб. Более половины крепостных крестьян было заложено.
Самым многочисленным оставалось податное сельское население России. К концу царствования Николая I помещичьих крестьян насчитывалось более 20 млн. человек. Из-за роста барской запашки крестьянские наделы сокращались, а крестьяне переводились в дворовые. К 1851 г. число дворовых составило более 1 млн. человек. Шел неуклонный рост купеческого сословия. За 1830 - 1858 гг. гильдейское купечество увеличилось на 133%.
В первой половине XIX в. в России образовались отдельные экономические районы с отчетливо выраженной специализацией по отраслям хозяйства. Вокруг Москвы сложился Центрально-промышленный район, где сосредоточились промышленные и торговые центры страны. С юга к нему примыкал Центрально-черноземный район - основной зерновой регион страны. Промышленность здесь была развита слабо, господствовало барщинное помещичье хозяйство. Северо-западные российские губернии специализировались на технических культурах (лен, конопля и др.). Особенностью Севера России были лесные промыслы и подсечное земледелие.
Прибалтийский регион специализировался на интенсивном земледелии. В западных губерниях развивалось скотоводство и товарное земледелие, ориентированное на европейский рынок. Производство зерна, свекловодство, животноводство и промышленная переработка сельскохозяйственной продукции были характерны для Правобережной и Левобережной Украины. Отличительной особенностью Урала и Приуралья была горная и металлургическая промышленность.
Сельское хозяйство России во второй четверти XIX в. переживало глубокий кризис, который развивался прежде всего как кризис барщинной системы. Техническая оснащенность сельского хозяйства оставалась на рутинном уровне. Крайне низкими были урожаи. Росла товаризация сельского хозяйства, в помещичьих имениях перерабатывали излишки зерна и сахарной свеклы. Объем винокуренного производства вырос во второй четверти века в 3 раза, количество сахарных заводов - в 8 раз.
В промышленности России по-прежнему преобладало мелкое, в основном крестьянское производство. Общее число промышленных заведений (без горных заводов) к 1854 г. возросло до 9994, или почти в 2 раза по сравнению с 1825 г. Росло и число занятых в промышленности рабочих: в 1860 г. на 15 338 предприятиях было занято 565 тыс. человек, в том числе 462 тыс. вольнонаемных и 103 тыс. крепостных.
Критическим оказалось положение посессионной промышленности: правительство регламентировало размеры и характер производства, условия труда, владельцы посессионных предприятий не имели права рассчитывать своих рабочих, вносить усовершенствования и т.д. В 1840 г. правительство, наконец, смягчило посессионное право, а затем предоставило владельцам возможность увольнять рабочих и даже закрывать предприятия. К 1860 г. число посессионных рабочих снизилось на 20 тыс. и составило лишь 12 тыс. человек.
Происходили изменения и в отраслевой структуре промышленности: во второй четверти XIX в. стали возникать новые виды мелкого товарного производства. Во второй половине 30-х годов на российских бумагопрядильных предприятиях начался промышленный переворот. Переход к машинному производству в 30-50-х годах переживали суконная, писчебумажная промышленность, сахароварение. Наряду с увеличением импорта машин в первой половине века основывались машиностроительные заводы в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, в Прибалтике. В 1851 г. в стране насчитывалось 19 машиностроительных предприятий.
В 1835 и 1845 гг. появились первые законы, регулирующие отношения между предпринимателями и рабочими. Было ограничено право помещиков отзывать своих крепостных с предприятий. Рост производства, усиление специализации регионов стимулировало развитие торговли. В начале 30-х годов в стране действовало 1705 ярмарок, крупнейшие из них превращались в товарные биржи. Росли торговые ярмарочные обороты.
Увеличивался оборот внешней торговли России. Главным внешнеторговым партнером России по-прежнему оставалась Англия. Транспорт во второй половине XIX в. в своем развитии отставал от потребностей промышленности и торговли. Наиболее успешно шла организация пароходного сообщения.
Активный торговый и платежный баланс государства позволил министру финансов Е. Ф. Канкрину провести в 1839-1843 гг. денежную реформу, основанную на девальвации (обесценении) ассигнаций. В 1843 г. ассигнации стали заменяться кредитными билетами, обеспеченными серебром. Реформа смогла упорядочить финансовую систему. С начала 1854 г. был ограничен свободный размен кредитных билетов на серебро, и их стоимость начала падать. |