Общественное движение в России во второй четверти XIX в.
В первые годы царствования Николая Павловича его стремление навести порядок в государственных учреждениях, искоренить злоупотребления и утвердить законность внушали обществу надежды на изменения к лучшему.
В конце 20-х - начале 30-х годов центром общественного брожения становится Московский университет. Среди его студентов возникают кружки, в которых разрабатываются планы ведения антиправительственной агитации (кружок братьев Критских), вооруженного восстания и введения конституционного правления (кружок Н. П. Сунгурова). Группу сторонников республики и утопического социализма объединили вокруг себя в начале 30-х годов Герцен и Огарев. Все эти студенческие тайные общества существовали недолго, они были разгромлены властями. Расправа с их участниками была суровой: тюрьмы, ссылка, отдача в солдаты.
В это же время студент Московского университета В. Г. Белинский (1811-1848) организовал "Литературное общество 11 нумера", в котором обсуждалась его драма антикрепостнического содержания "Дмитрий Калинин", вопросы философии и эстетики. В результате Белинский в 1832 г. был отчислен из университета. Несколько дольше просуществовал кружок Н. В. Станкевича, также в Московском университете. Его отличала либеральная политическая умеренность. Н. А. Мельгунов, К. С. Аксаков, И. и П. Киреевские и другие участники кружка увлекались немецкой философией, особенно Гегелем, историей и литературой. После отъезда Станкевича в 1837 г. кружок постепенно распался. С конца 30-х годов либеральное направление приняло форму идейных течений западничества и славянофильства. Они не имели своих печатных органов (до 1856 г.), и дискуссии проходили в литературных салонах.
Славянофилы - в основном мыслители и публицисты (А. С. Хомяков, И. В. и П. В. Киреевские, И. С. и К. С. Аксаковы, Ю Ф. Самарин) идеализировали допетровскую Русь, настаивали на ее самобытности, которую они усматривали в крестьянской общине, чуждой социальной вражды, и в православии. Западники - преимущественно историки и литераторы (И. С. Тургенев, Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин, Б. Н.Чичерин) - были сторонниками европейского пути развития и выступали за мирный переход к парламентскому строю.
Однако в главном позиции славянофилов и западников совпадали: они выступали за проведение политических и социальных реформ сверху, против революций. Радикальное направление сформировалось вокруг журналов "Современник" и "Отечественные записки", которыми руководил В. Г. Белинский при участии А. И. Герцена и Н. А. Некрасова. Сторонники этого направления также считали, что Россия пойдет по европейскому пути развития, но в отличие от либералов полагали, что революционные потрясения неизбежны. До середины 50-х годов революция была необходимым условием отмены крепостного права и для Герцена. Отмежевавшись в конце 40-х годов от западничества, он пришел к идее "русского социализма", который основывался на свободном развитии русской общины и артели в соединении с идеями европейского социализма.
Самостоятельной фигурой в идейной оппозиции николаевскому правлению стал П. Я. Чаадаев (1794-1856). Отрицая официальную теорию "удивительного" прошлого и "великолепного" настоящего России, Чаадаев дал весьма мрачную оценку исторического прошлого России и ее роли в мировой истории; он крайне пессимистически оценивал возможности общественного прогресса в России. Главной причиной отрыва России от европейской исторической традиции Чаадаев считал отказ от католицизма в пользу религии крепостного рабства - православия.
Значительное место в истории общественного движения 40-х годов занимает кружок социалиста-утописта М. В. Буташевича-Петрашевского. С 1845 г. у него по пятницам собирались знакомые для обсуждения философских, литературных и общественно-политических вопросов. Здесь бывали Ф. М. Достоевский, А. Н. Майков, А Н. Плещеев, М. Е. Салтыков, А. Г. Рубинштейн, П. П. Семенов. Постепенно вокруг кружка Петрашевского в Петербурге стали возникать отдельные нелегальные группы его сторонников. К 1849 г. часть петрашевцев, возлагавших надежды на крестьянскую революцию в России, начала обсуждать планы создания тайного общества, целью которого было бы свержение самодержавия и уничтожение крепостничества.
В апреле 1849 г. наиболее активные члены кружка были арестованы, их намерения были расценены следственной комиссией как опаснейший "заговор идей", и военный суд приговорил 21 петрашевца (среди них Ф. М. Достоевского) к смертной казни. В последний момент приговоренным было объявлено о замене смертной казни каторгой, арестантскими ротами и ссылкой на поселение. Период, названный А. И. Герценом "эпохой возбужденных умственных интересов", закончился. В России наступила реакция. Новое оживление началось лишь в 1856 г. |