В николаевскую эпоху просвещение и культура испытывали особое давление. Свирепствовала цензура: новый цензурный устав 1826 г., прозванный современниками "чугунным", содержал 230 запретительных статей и был направлен на пресечение любого проявления вольнодумства. В 1828 г. был принят новый, смягченный цензурный устав, который, однако, придавал цензуре полицейские функции: цензоры должны были докладывать полиции обо всех запрещенных произведениях и их авторах.
Прежде всего под правительственный контроль было поставлено образование. Устав учебных заведений 1828 г. усиливал принцип сословности в образовании: крестьяне не допускались выше уездных училищ. Уничтожалась преемственность между низшей, средней и высшей школой. Вместе с тем постоянно росла потребность в распространении грамотности. С 30-х годов различные ведомства открывали свои начальные школы, и к 50-м годам их стало уже около 30 тысяч.
В период усиления реакции министром народного просвещения стал автор теории "официальной народности" С. С. Уваров (1833-1849). Он предложил основать воспитание юношества на трех "истинно-русских охранительных" началах - православии, самодержавии, народности. "Теория" Уварова понравилась Николаю I тем, что обещала избавить Россию от потрясений благодаря господствующему в ней самобытному порядку вещей.
В 1835 г. университеты получили новый устав, который лишил их автономии, поставив в зависимость от попечителей учебных округов. Учебные программы были сокращены, существенно повышена плата за обучение. После 1848 г. светским профессорам было запрещено преподавать философию, численность студентов строго ограничивалась. Вместе с тем, отвечая на растущую потребность общества в специалистах, значительное внимание уделялось развитию технического образования.
Наряду с ростом общего уровня грамотности населения страны развивалось издательское дело. К началу 50-х годов печаталось более 1 тыс. наименований книг, расширялась книжная торговля, количество периодических изданий достигло 230 наименований в 1850 г. Большой популярностью среди читателей пользовались литературные журналы.
В русской литературе сосуществовали различные художественные направления: романтизм и реализм. Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) завершил становление нового направления - реализма в русской литературе. Ему принадлежит заслуга создания современного литературного языка, основанного на живой разговорной образной речи. Величайшим творением его гения является роман в стихах "Евгений Онегин" (1823-1831).
Через несколько дней после гибели А. С. Пушкина (29 января 1837 г.) стихотворение "Смерть поэта" принесло известность Михаилу Юрьевичу Лермонтову (1814-1841). К 1837 г. он уже был автором более 300 стихотворений, 20 поэм, 6 драм, но почти ничего не публиковал. В 1831-1832 гг. русская публика познакомилась с "Вечерами на хуторе близ Диканьки" и сразу признала их автора Николая Васильевича Гоголя (1809-1852) одним из ведущих писателей.
Центрами театральной жизни 20-50-х годов были Малый театр в Москве и Александрийский театр в Петербурге (с 1832 г.). Постепенно расширялся театральный репертуар. На сцене появились замечательные актеры В. А. Каратыгин, П. М. Садовский, А. Е. Мартынов.
Произведения М. И. Глинки (1804-1857) положили начало классическому периоду в русской музыке - романсы, симфонические произведения, оперы. Крупнейшими представителями академической школы живописи были К. П. Брюллов (1799-1852) и А. А. Иванов (1806-1858). Новые идеи принес в бытовой жанр П. А. Федотов (1815-1852).
В 1841 и 1850 гг. на Аничковом мосту в Петербурге устанавливает свои знаменитые группы "Укротители коней" скульптор И. А Клодт (1805-1867). Ему принадлежит и памятник И. А Крылову в Летнем саду (1855). В 1834 г. на Дворцовой площади Петербурга была возведена Александровская колонна по проекту А Монферрана. В. А. Орловский - автор скульптуры, увенчавшей колонну, создал также памятники Кутузову и Барклаю де Толли у Казанского собора.
В Петербурге продолжает господствовать русский ампир (Главный штаб, Александрийский театр К. И, Росси), в Москве сооружается Большой Кремлевский дворец (К. А. Тон), Тверские Триумфальные ворота (О. И. Бове). Большую роль в развитии науки играли университеты и научные общества (Общество истории и древностей российских, Археографическая комиссия, Русское археологическое общество, Русское географическое общество, Математическое общество и др.). Во многих городах были созданы сельскохозяйственные общества.
В 1826 г. Н. И. Лобачевский изложил свое учение о неэвклидовой геометрии, значение которого было оценено уже после его смерти. Крупными математиками были М. В. Остроградский, П. Л. Чебышев. В 1839 г. в Пулкове, под Петербургом, В. Я. Струве основал первую российскую астрономическую обсерваторию. Важнейшие научные открытия сделали сотрудники Казанского университета Киттары (химическая технология), Н. Н. Зинин (синтез анилина).
В 1832 г. инженер П. Л. Шиллинг изобрел электромагнитный телеграф, но его опыты не получили практического применения. В 1834 г. профессор Б. С. Якоби разработал конструкцию электродвигателя, в 1837 г. он открыл гальванопластику. Новые идеи в медицине выдвинул Н. И. Пирогов. В годы Крымской войны он положил начало военно-полевой хирургии.
Крупным событием в исторической науке и общественной жизни стали публичные лекции профессора Московского университета Т. Н. Грановского (1843-1846, 1851), проникнутые идеей общности исторического пути развития России и Запада. В 40-е годы все большую известность приобретает деятельность историка С. М. Соловьева. С 1851 г. начинает выходить его "История России с древнейших времен". |