Подготовка отмены крепостного права началась в январе 1857 г. с создания очередного Секретного комитета. В ноябре 1857 г. был подписан и поспешно разослан по всей стране рескрипт на имя виленского генерал-губернатора Назимова. Этот рескрипт объявлял о начале постепенного освобождения крестьян и предписывал создать в каждой губернии дворянские комитеты для внесения предложений и поправок в проект реформы. Началась открытая подготовка отмены крепостного права.
Оживление крестьянского движения в 1858 г. под влиянием слухов об освобождении вынудило правительство пойти на радикализацию готовящейся реформы. В декабре 1858 г. была утверждена новая, либеральная программа Главного комитета. Она предусматривала освобождение крестьян с землей на условиях выкупа. Большинство крепостнических предложений было отклонено, но при обсуждении проекта в Главном комитете и Государственном совете под нажимом реакционных и консервативных сил редакционные комиссии уменьшили размеры земельных наделов и увеличили нормы крестьянских повинностей. Не дав помещикам возможности обсуждать этот проект, Александр II 19 февраля 1861 г. подписал "Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости".
Крепостное право отменялось. Крестьяне получали личную свободу. Земля полностью сохранялась за помещиками до заключения выкупной сделки, крестьяне пользовались усадьбой и угодьями за повинности (временнообязанное состояние). Дворовые люди объявлялись свободными без выкупа, но в течение двух лет должны были служить своим хозяевам или уплачивать оброк. Крепостные рабочие помещичьих и казенных фабрик и заводов переводились на оброк и получали право выкупа прежних своих усадеб и наделов.
Сумма выкупных платежей определялась размерами крестьянского оброка, т. е. выкупалась не личная зависимость крестьян и не земля, а повинности. Эта сумма, положенная в банк под 6% годовых, должна была приносить помещику ежегодный доход в размере оброчных платежей. Посредником между крестьянином и помещиком выступало государство, выплачивавшее помещику при заключении выкупной сделки 75-80% выкупной суммы. Крестьяне должны были вносить ежегодно 6% этой выкупной ссуды в течение 49 лет.
Государственные крестьяне (кроме Сибири и Дальнего Востока), считавшиеся лично свободными и платившие в казну оброчную подать сохранили за собой находившиеся в их пользовании земли. Они могли либо продолжать платить оброчную подать государству, либо заключить с казной выкупную сделку. Выкуп вносился единовременно в сумме, годовой процент с которой равнялся сумме оброчной подати. Помещичьи крестьяне Сибири были переведены на государственные земли.
В реорганизации системы государственного управления одним из первых шагов стала земская реформа. Являясь представительными учреждениями, земства внимательно относились к местным нуждам. Главной проблемой земств, помимо ограниченности компетенции, было скудное финансирование их деятельности, осуществлявшееся за счет местных налогов. Работа в земствах способствовала формированию гражданского сознания, развитию российской интеллигенцииПравительство, стремясь избежать возникновения оппозиции, не допускало контактов между земствами разных губерний.
Подготовка к городской реформе началась в 1861 г. "Городовое положение" было утверждено 16 июня 1870 г. В городах создавались бессословная городская дума (распорядительный орган) и городская управа (исполнительный орган) под председательством городского головы.
Наиболее последовательной из реформ 60-х годов стала судебная реформа. 20 ноября 1864 г. были обнародованы указ о судебной реформе и новые судебные уставы. Они вводили общие судебные учреждения для лиц всех сословий, с общим порядком судопроизводства. В России утверждались суд присяжных, гласность и состязательность судопроизводства, равная ответственность всех сословий перед судом, независимость суда от администрации.
Страна была разделена на 108 судебных округов. Вводились два вида судов: мировые и общие. Судебные уставы распространялись на 44 губернии и вводились в них в течение тридцати с лишним лет.
В 1863 г. был принят закон, отменивший телесные наказания шпицрутенами, плетьми, кнутами и клеймами по приговорам судов гражданских и военных. От телесных наказаний полностью освобождались женщины. Но сохранялись розги для крестьян (по приговорам волостных судов), для ссыльных, каторжных и штрафных солдат.
Подготовка реформ на флоте началась еще до Крымской войны. Глава морского ведомства великий князь Константин Николаевич и его соратники разработали ряд проектов, по которым в 60-е годы было реорганизовано управление флотом и военно-морскими учебными заведениями. В 1857 г. была ликвидирована система военных поселений. Срок службы нижних чинов сократился с 25 до 10 лет. В течение 12 лет осуществлялись преобразования в армии (1862-1874). Военные теоретики М.И. Драгомиров, Д.А. Милютин, Г.А. Леер внесли качественные изменения в военную теорию. В армии появились новые уставы, уделявшие главное внимание боевой и физической подготовке солдат. В ходе реформы военно-учебных заведений были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения. В них принимались лица всех сословий.
После долгих дебатов 1 января 1874 г. был утвержден Устав о воинской повинности, коренным образом изменивший систему комплектования армии. Вместо рекрутского набора вводилась всеобщая воинская повинность всего мужского населения по достижении 21 года. Солдаты служили 6 лет на действительной службе и 9 лет числились в запасе, матросы соответственно 7 лет и 3 года. Окончившие начальную школу служили 3 года, гимназию - 1,5 года, выпускники вузов - б месяцев. Результатом реформы стало создание небольшой армии мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны. |