Реформы народного образования стали неотъемлемой частью социальных преобразований 60-х годов. ""Положение о начальных народных училищах" от 14 июня 1864 г. ввело кроме государственных и церковно-приходских земские и воскресные училища. Их учебные программы и преподавательский состав (земские учителя) выгодно отличались от казенных и церковно-приходских.
Новый устав гимназий и прогимназий (19 ноября 1864 г.) разделил средние учебные заведения - гимназии - на классические и реальные с семилетним сроком обучения. Создавались прогимназии, программа которых соответствовала четырем классам гимназии. В гимназии принимались дети лиц всех сословий и вероисповеданий, но вводилась высокая плата за обучение. В классической гимназии преобладали предметы гуманитарного цикла, велась подготовка к поступлению в университеты. Реальные гимназии готовили специалистов для промышленности и торговли, усиленно преподавались точные науки и естествознание. Их выпускники могли поступать только в высшие технические учебные заведения. В 1865 г. в стране насчитывалось 96 гимназий.
В 1871 г. был принят новый, более жесткий устав гимназий. В классических гимназиях срок обучения увеличивался до 8 лет, упразднялось преподавание естествознания. Реальные гимназии преобразовывались в реальные училища с шестилетним обучением. Значительно усилился правительственный надзор за земской школой и учительством.
К началу 60-х годов в 14 университетах страны обучалось около 3 тыс. студентов. Новый университетский устав был утвержден 18 июня 1863 г. Восстанавливалось университетское самоуправление. В 1858 г. появились женские гимназии. Поступать в университеты женщинам было запрещено. Их допустили туда на правах вольных слушательниц на рубеже 70-80-х годов.
В 1857 г. правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре цензурного устава. После разрешения в 1858 г. обсуждать в печати проблемы общественной жизни и деятельность правительства резко возросло количество периодических изданий (1860 г. - 230) и наименований книг (1860 г. - 2058). Печать, особенно периодическая, играла огромную общественную, политическую и просветительную роль. С конца 50-х годов на первое место выдвинулись общественно-политические и научно-литературные издания, и прежде всего "толстые" журналы ("Современник", "Отечественные записки", "Русское слово" и др.). Возросло и количество читателей (в Публичной библиотеке в Петербурге выдача книг увеличилась с 1854 по 1874 г. в 11 раз).
Подъем русской культуры в 60-80-х годах нашел свое выражение прежде всего в литературе. Ведущим направлением в художественной литературе стал критический реализм. Столкновение идей, нравственные проблемы, новые явления в общественной жизни, пути развития России волновали героев произведений И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, И.А. Гончарова, А.Н. Островского. Тема народа пронизывает творчество Н.А. Некрасова. Тонкие лирические произведения создали А.А. Фет и Ф.И. Тютчев.
Процесс становления реализма переживало искусство. В театре утверждение реалистического направления неразрывно связано с драматургией А.Н. Островского. Ведущая роль в развитии театрального искусства принадлежала московскому Малому театру. Другим центром театральной культуры оставался петербургский Александрийский театр.
В 60-80-е годы огромных успехов достигла русская музыкальная культура. Заложенный М.И. Глинкой русский национальный стиль в музыке продолжают его ученик А.С. Даргомыжский и композиторы "Могучей кучки" (М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи). Особое место в русской музыке занимает Петр Ильич Чайковский (1840-1893). В 1862 г. в Петербурге по инициативе выдающегося композитора и исполнителя А. Г. Рубинштейна открывается первая русская консерватория.
Живопись пореформенного периода также отмечена появлением новых талантов, которые принесли мировую славу русскому искусству. Виднейшим идеологом и организатором молодого поколения художников был И.Н. Крамской, а его теоретиком - В. В. Стасов. В этот период работали И.Н. Крамской, В.М. и A.M. Васнецовы, И.И. Левитан, В.Д. Поленов, В.Г. Перов, И.Е. Репин, В. И. Суриков, И.И. Шишкин, Н.А. Ярошенко и др. Большую роль в развитии русского искусства сыграло создание первой национальной галереи. С 1856 г. московский купец П.М. Третьяков (1832-1898) увлекся коллекционированием наиболее выдающихся произведений русского изобразительного искусства. Его частное собрание стало ядром одного из богатейших национальных музеев мира - Третьяковской галереи.
В пореформенный период в городах началось активное строительство общественных зданий, фабрик, заводов, жилых домов. В архитектуре формируется "национальный" стиль в духе традиционного русского зодчества.
Вторая половина XIX в. богата новыми выдающимися открытиями русской науки. Труды И.М. Сеченова (1829-1905) "Рефлексы головного мозга" (1863), "Физиология нервной системы" (1866) заложили основы отечественной физиологии. В 60-80-е годы биологом И.И. Мечниковым (1845-1916) сделан ряд блестящих открытий, связанных с явлением фагоцитоза (защитными факторами организма). Естествоиспытатель-дарвинист К.А. Тимирязев (1843?1920) своими исследованиями процесса фотосинтеза положил начало русской школе физиологии растений. Величайшим открытием Д. И. Менделеева (1834-1907) стал периодический закон химических элементов (1869) -один из фундаментальных законов естествознания.
Основоположником новой школы органической химии был А.М. Бутлеров (1828-1886). В области математики и механики огромное значение имело создание петербургским ученым П.Л. Чебышевым (1821-1894) своей научной школы, получившей мировое признание разработками в области теории чисел, теории вероятностей и математического анализа. Среди ученых-физиков выделяется имя А.Г. Столетова (1839-1896), автора классических исследований по теории магнетизма и электричества. Крупнейший вклад в мировую науку сделали русские географы и путешественники. П.П. Семенов-Тян-Шанский (1827-1914). |