В ходе восстановительного периода нэповская модель стала нуждаться в серьезной корректировке. Прежде всего становилось невозможным поддержание прежних показателей развития промышленности. Значительные темпы индустриального "роста" в годы нэпа объяснялись так называемым восстановительным эффектом: загружалось уже имевшееся, но простаивавшее вследствие хозяйственной разрухи времен гражданской войны оборудование. Когда в конце 1920-х годов эти резервы иссякли, страна столкнулась с необходимостью огромных капиталовложений в промышленность - чтобы реконструировать старые заводы, создать новые промышленные отрасли.
Между тем складывалась ситуация, когда, "даже и те небольшие средства, которые имеются в стране, советская власть не может получить в свое распоряжение, так как население боится проявить свое благосостояние и держит свои сбережения не в сберегательных кассах, не в займах, а в тайниках или пускает на спекуляцию". Не удавалось привлечь для целей индустриализации и иностранный капитал.
Не совсем удачно складывалась ситуация с накоплением ресурсов внутри государственного сектора. Значительно снизилась, сравнительно с дореволюционным временем, степень участия аграрного сектора в модернизации российской экономики. Низкий уровень экспорта продукции аграрного сектора не позволял осуществлять значительные закупки промышленного оборудования за границей, т.е. планы индустриализации повисали в воздухе.
Государство попыталось в 1925 г. выделить больше средств на развертывание индустрии. Но отдача от этих денег могла быть только через несколько лет. В результате кредитного "накачивания" экономики количество денег в обращении увеличилось, а предложение товаров осталось прежним; в результате "твердый" червонец стал обесцениваться. Доверие к червонцу стало падать и в стране, и за рубежом. Летом 1926 г. экспорт червонцев и операции с ними за границей были прекращены. Советская валюта перестала быть конвертируемой, превратившись исключительно в средство внутреннего обмена. Отказ от золотого стандарта меньше чем через два года после его введения нанес удар по репутации Советского Союза в мире. В результате всех этих процессов в годы нэпа нарастало экономическое отставание России от передовых западных стран.
Столкнувшись с нехваткой государственных финансовых средств для развертывания промышленности, не сумев мобилизовать для этой цели отечественные и зарубежные частные капиталы, большевики уже с середины 1920-х годов пошли по пути все большей централизации имевшихся в стране финансовых и материальных ресурсов. С этого времени набирает силу политика вытеснения частного капитала. В результате частная и концессионная промышленность, дававшая в 1923/24 хозяйственном году валовой продукции на 1467 млн. руб., а в 1925/26 г. на 2478 млн. руб., с 1926/27 г. начинает сокращать производство и к 1928/29 г. доводит его до 1975 млн. руб. То же самое происходит в торговле, за 1925/26-1928/29 гг. частный сектор в торгово-посредническом обороте сокращается с 6100 млн. руб. до 3110 млн. руб.
Согласно новому положению о государственных промышленных трестах, утвержденному ВЦИК 29 июня 1927 г., в определение треста было введено указание на подчиненность деятельности треста плановым заданиям органа, в ведении которого он находится, и исключено указание на извлечение прибыли как цели деятельности треста. Выбор дальнейшего пути развития советской экономики определялся сложным сочетанием социально-экономических и политико-идеологических факторов.
К первым относились: 1) слабость отечественного частного предпринимательства, явившаяся следствием его длительного, начиная с 1917 г., запрещения, либо усиленного регулирования государством; в результате частный капитал даже при самом благоприятном для него повороте правительственной политики не обладал способностью быстро модернизировать отсталую российскую промышленность; 2) неблагоприятный мировой экономический фон; в 1929 г. на Западе разразился невиданный по остроте экономический кризис, который сделал крайне проблематичной перспективу значительного притока иностранного капитала в Россию, даже при условии способствующей этому государственной политики. |