За годы войны создание при правительстве многочисленных комитетов, управлений, главков и советов привело к резкому разбуханию госаппарата, поэтому в 1946-1947 гг. Совет Министров предпринял ряд попыток приостановить этот процесс, сократив количество учреждений и запретив создание новых. Для повседневного руководства подведомственными учреждениями и организациями в 1944 г. было создано Бюро СНК СССР, преобразованное в марте 1953 г. в Президиум Совета Министров. Бюро стало преемником Экономического Совета при СНК СССР.
Центральными отраслевыми органами государственного управления стали преобразованные в 1946 г. из наркоматов министерства, во главе которых стояли члены правительства. Они осуществляли исполнительную и распорядительную деятельность, руководили отдельными отраслями народного хозяйства и культуры. После войны количество и штаты ведомств сильно увеличились. Если в 1945 г. существовало 25 промышленных наркоматов, то уже в 1947 г. в этой сфере насчитывалось 34 министерства.
Для послевоенного периода характерны неоднократные реорганизации, слияния, разделения министерств, главным образом промышленных. Это обусловливалось специализацией промышленности, которая вела к разукрупнению министерств и увеличения их аппарата. Аппарат управления, полностью оторванный от производства, вырос за 1928-1955 гг. в промышленности с 300 тыс. до 2300 тыс. человек, т. е. почти в 7 раз. А численность промышленных рабочих за это время возросла в 4,5 раза.
В марте 1953 г. была проведена общая реорганизация союзных министерств: вместо 24 осталось 11 укрупненных ведомств, их штаты были сокращены. Наряду с министерствами существовали плановые и снабженческие органы.
Во время Великой Отечественной войны система судопроизводства, закрепленная в Конституции, и даже судебная практика конца 30-х годов были, в сущности, отменены. Органами правосудия в годы войны стали общие народные суды и военные трибуналы, причем в военных трибуналах принцип выборности судей был открыто заменен их назначением. После завершения войны многие чрезвычайные судебные и административные меры были отменены. Например, указом Верховного Совета СССР от 25 мая 1947 г. была отменена смертная казнь. Вновь вводилась выборность судей, судебных заседателей, сокращалось количество трибуналов, которые сохранились после войны в армии, на флоте, в МВД, МГБ и частично на транспорте.
Верховный суд избирался Верховным Советом СССР сроком на 5 лет (первые послевоенные выборы прошли в 1946 г.). Остальные суды избирались, как провозглашал Основной Закон, всеми трудящимися гражданами СССР на 3 года и были ответственны и подотчетны вышестоящим органам. Суды всех ступеней были на деле послушными органами административно-репрессивного аппарата, выносимые ими приговоры были заранее согласованы и предопределены.
В 1945-1946 гг. активизировалась деятельность прокурорского надзора. В 1946 г. была введена должность Генерального прокурора Союза ССР, который назначался Верховным Советом сроком на 7 лет, сам назначал прокуроров республик и утверждал прокуроров нижестоящих уровней. С 1943 г. функции управления в области охраны государственной безопасности и общественного порядка осуществляли НКВД СССР (до 1946 г. - нарком Л.П. Берия, затем - С.Н. Круглов) и НКГБ СССР (нарком - В.Н. Меркулов, затем - B.C. Абакумов). В 1946 г. наркоматы были переименованы соответственно в Министерство внутренних дел СССР и Министерство государственной безопасности СССР.
Влияние этих структур на внутриполитическую жизнь страны в 40-х - начале 50-х годов было огромным. В сферу компетенции НКВД (МВД) и НКГБ (МГБ) официально входили не только обеспечение государственной безопасности, охрана общественного порядка и социалистической собственности. Задачи этих ведомств состояли также в управлении автомобильным транспортом, шоссейными и грунтовыми дорогами, в руководстве делом геосъемки и картографии, лесной охраны, переселенческим делом, пожарной охраны, органами ЗАГС, даже архивным строительством и др.
Но, главное, в ведении МВД и МГБ по-прежнему находилась огромная империя ГУЛАГа. 19 апреля 1943 г. Президиум Верховного Совета СССР по указанию Сталина ввел особый вид наказания - "каторжные работы" сроком до 20 лет. Особое совещание при министре внутренних дел СССР - внесудебный репрессивный орган, все решения которого принимались с ведома и одобрения "вождя", - взяло на себя после войны прерогативы военно-полевых судов и активно использовало каторжные работы как меру наказания, постоянно пополняя армию бесплатных работников.
Происшедшее сразу после смерти Сталина перераспределение обязанностей внутри руководящей верхушки партии и страны привело к слиянию в марте 1953 г. МВД и МГБ в единое Министерство внутренних дел, которое возглавил Л.П. Берия. После устранения Берия в середине 1953 г. пришедшие к власти наследники "вождя" постарались прежде всего поставить под свой контроль деятельность именно репрессивного аппарата государства, понимая, какую опасность для них может представлять эта гигантская карательная машина, действовавшая долгие годы только по личным указаниям и распоряжениям Сталина.
После июльского (1953 г.) Пленума ЦК партии было упразднено Особое совещание при Министерстве внутренних дел, ликвидированы трибуналы в войсках МВД, восстановлен нормальный порядок расследования и судебного рассмотрения дел. 13 марта 1954 г. произошло разукрупнение МВД СССР - был образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР. Помимо репрессивных органов важную функцию в государственном управлении выполняла система государственного контроля, действовавшая с 1940 по 1957 г.
Общественно-политическая жизнь в советском обществе в послевоенные годы, как и в предвоенный период, была полностью монополизирована Коммунистической партией. Реальной властью в партии пользовались освобожденные партийные работники, входившие в парткомы различных уровней. Ни о какой демократии в формировании партийных комитетов не могло быть и речи, любые перестановки, изменения в составе парткомитетов согласовывались на вышестоящем уровне. |