С приходом к власти брежневского руководства стало ощущаться ужесточение политического климата, нетерпимость властей к проявлениям свободомыслия. Возникла угроза реанимации сталинизма. В среде научной и творческой интеллигенции, верующих и некоторых национальных меньшинств стали возникать целые группы несогласных с режимом и открыто выступавших против попрания гражданских свобод. Это неформальное общественное движение, возникшее в середине 60-х годов и ставившее на первое место защиту прав граждан, получило название диссидентства.
Днем рождения правозащитного движения можно считать 5 декабря 1965 г., когда на Пушкинской площади в Москве состоялась первая демонстрация под правозащитными лозунгами. Параллельно этому возникла бесцензурная печать (самиздат). По рукам ходили машинописные тексты известных диссидентов и правозащитников.
Новый этап развития диссидентского и правозащитного движения пришелся на период 1968-1976 гг. Из газет, журналов увольнялись прогрессивно мыслящие редакторы, журналисты. Ужесточилась цензура. Конец 60-х - начало 70-х годов ознаменовались травлей многих советских историков, чьи работы не вписывались в утвержденные каноны официальной идеологии. Литературные произведения, неугодные режиму, не публиковались. Кинофильмы оставались на полках, не доходя до широкого зрителя. Жесткому контролю со стороны Министерства культуры подвергалась театральная деятельность.
В таких условиях одни творческие личности уходили в себя, в частную жизнь, другие эмигрировали. Судебное преследование в 1965 г. писателей Юлия Даниэля и Андрея Синявского за публикацию за границей литературных произведений, политический процесс в январе 1968 г. над правозащитниками А. Гинзбургом и Ю. Галансковым повлияли на организационное оформление гражданской активности части инакомыслящих в СССР. Диссидентские и правозащитные группы стали приобретать черты общественного движения.
В конце 60-х годов основные течения диссидентов объединились в "Демократическое движение" с весьма размытой структурой, представлявшее три "идеологии", возникшие в послесталинский период: "подлинный марксизм-ленинизм", представленный, в частности, Роем и Жоресом Медведевыми; западный либерализм в лице академика А. Сахарова; "христианская идеология", защищаемая А. Солженицыным.
Помимо узких кругов интеллигенции протест выражали и другие слои общества: католические круги Литвы; евреи, недовольные ужесточением иммиграционной политики в 1970-1985 гг.; некоторая часть национальной интеллигенции на Украине, в Грузии, Армении, Прибалтике, озабоченная массовой миграцией из России и политикой русификации. Кроме этого, в различных слоях населения складывались своеобразные формы протеста против официальной политики и идеологии, которые подчеркивали расхождение с официально признанными нормами и ценностями.
Параллельно происходило возрождение религиозного сознания. Новый интерес к религии принимал различные формы. Среди интеллигенции возникает мода коллекционировать иконы и устраивать домашние выставки, восстанавливаются религиозные храмы, публикуются книги о русской религиозной традиции, в которых выражается сожаление о разрушении этой традиции вследствие жесткой материалистической антирелигиозной позиции. Это возрождение проходило вне рамок официальной церкви, строго контролировавшейся партией и КГБ.
Наряду с неофициальными общественными движениями в 60-80-е годы шел интенсивный рост официальных общественных организаций. Одновременно нарастал процесс их бюрократизации. Кроме самых крупных и представительных, таких, как профессиональные союзы, ВЛКСМ, появилось много новых. Среди приобретших влияние в стране можно назвать Комитет советских женщин, Советский комитет защиты мира. Комитет молодежных организаций, Советский Красный Крест и ряд других. Членство в этих организациях постепенно становилось принудительным. |