Одним из основных источников постоянных трений и конфликтов в руководстве страны было разное понимание смысла экономической реформы. Хотя отставка Хрущева означала отказ от энергичного проведения реформ, она не сняла с повестки дня необходимость поиска решений возникших проблем в социально-экономической сфере.
По отношению к реформе второй половины 60-х годов в руководстве выделялось два течения: первое олицетворялось Брежневым, сторонником ограниченной децентрализации и сохранения в неприкосновенности роли хозяйственной номенклатуры в системе административного управления экономикой, а второе - Косыгиным, сторонником более радикальных шагов в осуществлении экономической реформы с акцентом на рыночные регуляторы. Для первого приоритеты выстраивались в следующем порядке: сельское хозяйство, тяжелая промышленность, оборона. Предпочтения второго были отданы легкой промышленности.
Это противостояние продолжалось до середины 70-х годов: в 1965 - 1972 гг. доминировали идеи экономической реформы, больший упор делался на легкую промышленность. Консервативный поворот к "технократическим ценностям" и усилению административно-командных рычагов управления экономикой начался к 1972 г. и окончательно взял верх в середине 70-х годов. Одобренный XXV съездом в феврале 1976 г. десятый пятилетний план основными приоритетами государственной политики назвал развитие оборонной промышленности, энергетики, сельского хозяйства и освоение Сибири.
В середине 60-х годов, когда преобладала линия Косыгина, советским руководством была предпринята попытка проведения одной из самых крупных начиная с 30-х годов экономических реформ. Несовпадение подходов к проведению реформы, которое наблюдалось в высшем руководстве, в конечном итоге свело на нет ее результаты. Начало реформе положили решения мартовского и сентябрьского Пленумов ЦК КПСС 1965 г. Важное значение в контексте хозяйственной реформы имели решения сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС. Суть реформы мыслилась как сочетание комплекса мер, призванных усилить экономические рычаги, расширить самостоятельность хозрасчетного звена, усовершенствовать централизованное планирование.
Первоначально реформа была направлена на ослабление централизации хозяйственного управления и усиление экономических рычагов управления. Это выразилось в сокращении числа директивно планируемых показателей, обязательных для выполнения предприятиями. Практика реализации реформы показала, что проблемы, связанные с природой экономических показателей и с "ведомственностью", оказались нерешенными. Уже в 1966-1967 гг. стали проявляться негативные стороны реформы, причинами которых были прежде всего ее сущностная непоследовательность, ее половинчатость.
Новые показатели вводились с трудом. Поощрительные фонды не могли стимулировать работающих должным образом. Предприятию было выгодно выпускать однотипную продукцию по максимально высоким ценам. Фактически с самого начала реформа стала саботироваться, применялись старые методы мелочного контроля и планирования. В результате в 1972-1973 гг. окончательно победили консервативные, технократические тенденции и руководство страны приняло решение вернуться к проверенной жесткой административной структуре. Валовые показатели вновь стали играть ведущую роль в экономической жизни.
В конце 70-х годов брежневское руководство под давлением все более ухудшающихся дел в экономике вынуждено было вновь вернуться к идее хозяйственной реформы. Декларировалось стремление покончить с "валом" введением такого показателя, как нормативно-чистая продукция. Предусматривалось как усиление хозрасчетных отношений, так и их антипода - директивного планирования. Это была одна из последних попыток модернизировать сложившуюся административно-командную систему. Как всякая полумера, она была обречена на неудачу в тех условиях.
Параллельно попыткам реформировать хозяйственный механизм в 1965-1985 гг. брежневское руководство много внимания уделяло совершенствованию административной структуры бюрократического аппарата. Число министерств увеличивалось с каждым годом.
Наиболее серьезным структурным изменениям была подвергнута в конце 70-х годов та часть административного аппарата, которая была связана с управлением народным хозяйством. Суть изменений заключалась в том, чтобы объединить промышленные и сельские организации и предприятия, повысить тем самым производительность труда в сельском хозяйстве и уменьшить ведомственную разобщенность.
Экономика страны в 60-80-е годы характеризовалась перманентным падением темпов роста. Несмотря на всю половинчатость и недостаточность реформы 1965 г., она несколько задержала темпы падения производства, но с начала 70-х годов они стали резко снижаться. От пятилетки к пятилетке происходило падение основных экономических показателей.
Уравниловка на производстве, соответствовавшая идеологической установке на сближение социальных групп, привела к падению престижа сложного, квалифицированного труда, ликвидировала стимулы роста квалификации и производительности. И в середине 80-х годов свыше 50 млн. человек в промышленности, строительстве, на транспорте были заняты ручным трудом, характерным для доиндустриальных технологий.
С 1967 г. и на протяжении 70-х годов продолжался так называемый щекинский эксперимент. Химический комбинат получил право уменьшить число работающих при неизменном фонде заработной платы, а полученную экономию использовать для стимулирования роста производительности труда. Опыт щекинпев превзошел все ожидания. К 1980 г. выпуск продукции утроился, производительность труда увеличилась в 4 раза, произошло значительное сокращение числа работников. Однако за полтора десятилетия опыт так и не получил продолжения в широкой хозяйственной практике. Эксперимент так и остался экспериментом.
Негативные процессы отражались и на социальной сфере. Медленно улучшались жилищные условия, все чаще стали возникать проблемы в продовольственном снабжении, организации транспорта, медицинском обслуживании, образовании. Но несмотря на все негативные процессы в экономике, уровень жизни в СССР медленно повышался до середины 70-х годов, а затем более чем пятилетие не снижался.
Несбалансированность и неповоротливость плановой экономики приводили к созданию благоприятных условий для спекулянтов, перекупщиков, различного рода махинаторов. Характерной особенностью 70-х годов было сращивание партийно-государственного аппарата и дельцов теневой экономики. Пытаясь скрыть провалы в экономике и во всей внутренней политике, руководство страны развернуло в стране массовые празднества, на организацию которых требовались многомиллионные суммы. |