Основы прикладного искусства, благодаря которому Оренбург стал известен всему свету, заложили казацкие женки еще в конце XVII века, когда русские первопроходцы, закрепившись на Урале, вступили в торговые отношения с местным населением.
Суровый климат здешних мест требовал одежды теплой, но легкой. Казачки легко переняли у казахов и калмыков рукоделье из козьего пуха. Только манера вязания у степняков была сплошной, а яицкие женки стали применять русские кружевные орнаменты.
В XIX веке платки из козьего пуха становятся популярными во всей Европе. Оренбургская мастерица Мария Ускова в 1862 году была награждена медалью Международной выставки в Лондоне. Всемирное признание оренбургские платки получили на выставках в Париже, Чикаго, Брюсселе и других городах мира. Посетителей неизменно восхищали белые ажурные паутинки, которые умещались в скорлупе гусиного яйца, свободно проходили через обручальное кольцо, весили 250-300 граммов и грели не хуже свитера.
Искусство вязания пуховых платков живо и поныне. Оренбургские мастерицы все плетут и плетут из тончайшей нити старинные узоры - снежинки, кошачьи лапки, лучики, деревчики, змейки, малинки... Платки эти широки, как степные просторы, теплы, как сердце матери, легки, как дыхание девушки.
Славой своей оренбургский пуховый платок обязан не только талантливым мастерицам-вязальщицам, но и качеству исходного материала - козьего пуха. Километрах в трехстах к востоку от Оренбурга находятся Губерлинские горы. Там-то в основном и обитают ценные пуховые козы.
Зимой здесь яркое солнце, ядреный морозный воздух, студеные метели... И чтобы защититься от зимних ветров и немилосердно жаркого лета, вырастили козы на боках своих мягкий подшерсток. Он эластичен, легок, нежен, у него низкая теплопроводность. Тонкий и шелковистый, как пух лучших кроликов, по крепости и растяжимости он превосходит знаменитую мериносовую шерсть.
Есть предположение, что пуховая коза перекочевала в Оренбуржье с Гималайских гор через киргизские степи. Тут и прижилась. Многие страны пытаются развести оренбургских коз и наладить производство изделий из пуха. Но не прижились они ни в Англии, ни на прекрасных пастбищах Южной Америки. Еще в начале прошлого века французы закупили стадо кашмирок, как называли тогда оренбургскую породу, и так хорошо ухаживали за ними, что козы отъелись, начали плодиться и... безнадежно терять свои пуховые качества. Оказывается, не на благодатных лугах, а лишь в суровых родных горах, продуваемых всеми ветрами, зреет этот уникальный пух.
Оренбургский пуховый платок - это не только своеобразный символ, "визитная карточка" Оренбуржья, это история русской культуры, обрядов и традиций, это память человеческого сердца. В настоящих оренбургских платках пуховая нитка, предварительно отдельно спряденная, ссучивается с шелковой. Поэтому пуховые завиточки умело закрепляются шелком, что и позволяет носить такие платки помногу лет.
Если говорить о композиции, то платок условно можно разделить на три части - середину, решетку и кайму. В середине мастерицы обычно вывязывают или один большой ромб, или пять. Центральная часть изделия всегда должна быть насыщена узором, так как именно она прилегает к лицу женщины, а поэтому обязана подчеркнуть привлекательность хозяйки. Между серединой и каймой вывязывают "решетку". Это орнаментальная полоса, очень похожая на решето. Кайма в платке выполняет функцию, аналогичную функции рамы для картины - обрамляющую. Она как правило вяжется зубчиками. В кайме могут повторяться элементы середины.
|