Вологодское кружево, один из видов русского кружева, плетeнного на коклюшках. Непрерывная и неперекрещивающаяся плавная линия, образующая узор Вологодского кружева выступает в виде выплетенной тесьмы ("вилюшки") на фоне тонкой ажурной "решeтки" ("сцепная" техника). Вологодское кружевоплетение восходит к 16-17 вв., но как промысел сложилось в 1-й четверти 19 в.
Откуда пришeл на нашу землю этот дивный промысел - загадка. Разные исследователи дают различные, зачастую противоречивые, ответы на этот вопрос. Голландия, Германия и даже далeкая Испания могут претендовать на звание прародителей Вологодского кружева. Да и не так уж важно, чей корабль первым привeз в Россию первое драгоценное кружево. Именно драгоценное, в прямом смысле этого слова. Иноземное кружево было сплетено из золотых нитей, и предназначалось оно исключительно для особ, наделeнных властью.
Но Россия - страна непредсказуемая. Если уж попалась в руки наших мастеров аглицкая механическая блоха - быть ей подкованной. Не успела правящая элита блеснуть заграничными драгоценностями, как наши мастера тут же изготовили своe кружево: золотое - для тех, кто побогаче; серебряное - для модниц с меньшим достатком; железное - для тех кому благородные металлы не по карману. Прослышали о столичных новинках и в провинции. Благо сарафанный телефон на Руси появился ещe задолго до первых аппаратов Бэлла. Сотни мастеров и мастериц, во всех уголках страны, стали изобретать своe кружево. Вот тогда и вспомнили про льняную ниточку, а вспомнив - удивили весь мир белоснежным, лeгким как пух, русским кружевом.
В деревнях мастерицы-кружевницы начинали заниматься плетением с ранних лет. Взрослая кружевница получала в год 20 рублей. По тем временам деньги вполне приличные. Достаточно вспомнить, что в конце 19 века килограмм масла стоил 50 копеек, а мясо - всего 14 копеек за килограмм. Впрочем, мало кто в ту пору плeл на продажу. Всe больше для себя или в подарок. Если же кружевная косынка доставалась девушке в наследство от матери или бабушки, то свою работу можно было и продать, получив за неe кованые посеребреные серeжки, дюжину веретeн, а может, ещe и пару хороших гребeнок.
Научиться плести кружево достаточно сложно, но ещe сложнее его изобрести. И прежде, чем сплетeт девушка первую в своей жизни кружевную косынку, другая мастерица должна приложить к этой работе свои руку и сердце. Художник по кружеву - работа незаметная и почти забытая. Мало кто знает, какими удивительными секретами владеют люди этой профессии.
При тканье используется всего две нити - основная и уточная, при вязании - одна, а при плетении - множество нитей. В больших работах их количество достигает 60 и даже больше. Каждая нить наматывается на отдельную палочку - коклюшку. Плетея - именно так называлась на Руси мастерица - закрепляет нить на коклюшке, кладeт еe себе на колено и несколько раз катает, пока нить не займeт специально отведeнное для неe углубление. Далее наступает черeд куфтыря - набитого соломой матерчатого барабана. Его укрепляют на специальной подставке, предварительно обернув бумажным сколком. Именно в нeм и хранится секрет мастерицы. Еe неповторимый рисунок. Вставляя в дырочки на сколке булавки и перекидывая коклюшки, плетея переплетает нити. Как компьютерная перфокарта задаeт программу вычислительной машине, так и простой бумажный сколок заранее определяет кружевной узор.
Вологда всегда была одним из главных центров русского кружевоплетения, а в 19 веке стала самым знаменитым. Именно тогда мастерицы начали плести узоры в виде нежных звездочек-снежинок. Вологодское кружево напоминает узоры инея на стекле, которые исчезнут под первыми лучами мартовского солнца. Или тончайшую паутину, которая порвется от малейшего дуновения ветерка. Они словно символизируют что-то чистое и сиюминутное. Подобно белой лилии, вологодские кружева могли бы стать символом невинности. И действительно, в прежние времена невесты сами плели кружева для приданого. К приезду жениха дом украшали кружевными "постилальниками" и особыми полотенцами - "убрусами" и "наспичниками". А само кружевоплетение называлось "женским замышлением". |