Кушнер Александр Семенович (р. 1936), поэт.
Родился 14 сентября в Ленинграде. После окончания школы поступил в Педагогический институт им. А. Герцена на филологический факультет. В 1959 - 69 преподавал русский язык и литературу.
Медленно, но верно вырастал в крупного поэта, не за счет придуманной мелкими критиками крупности тем и метафорической мегаломании, а благодаря скрупулезной неспешливой погруженности в интерьеры мира и самого себя. Постепенно у Кушнера выработался свой стиль - несколько педантичная, подчеркнуто разумная интонация со склонностью к легкой дидактике и даже замена "я" на мягкое ироническое "мы" в самых интимных случаях, что как бы подразумевает тайную королевскую сущность каждого человеческого существа.
Не написав ни одной поэмы, практически стал автором огромной поэмы о своем любовном романе с Ленинградом, в которую соединились все его стихи. Раскрылся как своеобразный тонкий эссеист, написав ряд работ, из которых выделяется статья о Фете.
В эти годы пишет и печатает стихи: "Первое впечатление" (1962), "Ночной дозор" (1966), "Приметы" (1969).
С конца 1960-х переходит на профессиональную литературную деятельность: регулярно выпускает сборники стихотворений - "Письмо" (1974), "Прямая речь" (1975), "Голос" (1978), публикуясь в журналах "Аврора", "Нева", "Юность".
В 1980-е выходят сборники: "Канва" (из шести книг), "Таврический сад", "Дневные сны", "Стихотворения", "Живая изгородь" (1988).
В 1991 выходит сборник стихов "Ночная музыка" и книга "Аполлон в снегу (заметки на полях)" о русской поэзии и русских поэтах; в 1994 - сборник новых стихов "На сумрачной звезде". А. Кушнер живет и работает в Петербурге.
* * * Когда я мрачен или весел, Я ничего не напишу. Своим душевным равновесьем, Признаться стыдно, дорожу.
Пускай, кто думает иначе, К столу бежит, а не идет, И там безумствует, и плачет, И на себе рубашку рвет.
А я домой с вечерних улиц Не тороплюсь, не тороплюсь. Уравновешенный безумец, Того мгновения дождусь,
Когда большие гири горя, Тоски и тяжести земной, С моей душой уже не споря, Замрут на линии одной.
1962
|