Евгений Аронович Долматовский (1915-1994)
Из семьи юриста, арестованного в 1937 году. Работал на Московском метрострое. Первые стихи опубликовал в 1934-м. Закончил Литинститут в 1937-м. Перед войной стала знаменитой песня на слова Долматовского "Любимый город", а во время войны весь народ пел "В кармане маленьком моем есть карточка твоя", "Ой, Днипро, Днипро, ты широк, могуч", "Ночь коротка. Спят облака".
Попал в немецкий плен, бежал. Сильно написал о пожарищах войны на Украине в поэме "Пропал без вести": "Корчилась, вздрагивала дубрава. Судорогами исходило пламя, словно метались влево и вправо петухи с отрубленными головами". Трогает образ украинки Вербиной Христины, спасшей его во время побега.
В первые послевоенные годы упражнялся, как многие поэты, в риторике бесконфликтности - в циклах о коммунистическом будущем, где нет на дверях замков, о Волго-Доне, закрывая глаза на то, что почти вся "эта великая стройка" была на костях заключенных. Будущий борец за правду Яшин, как и многие другие, тоже тогда писал подобные стихи, как, впрочем, и составитель этой антологии, которого частично оправдывает лишь его тогдашняя молодость. В то же время Долматовский, преподавая в Литинституте, воспитал много молодых поэтов, отнюдь не внушая им риторический стиль... * * * Еще когда мы были юными... Точнее, с самой колыбели, О людях мы светлее думали, Чем есть они на самом деле.
Мы подрастали в детском садике, Был каждый грамм пшена сосчитан. Уже тогда красавцы всадники Нас взяли под свою защиту.
Мы никому не разрешили бы Упомянуть - хоть в кратком слове - О том, что их шинели вшивые И сабли в ржавых пятнах крови.
Благоговенье это детское Мы пронесли сквозь бури века, Влюбленные во все советское И верящие в человека.
Вы скажете: а где же критика, А где мученья и сомненья? У атакующих спросите-ка За пять минут до наступленья.
Нет, для сочувствия умильного Своих устоев не нарушу: В большом походе - право сильного - Боль не выпячивать наружу.
Пусть слабые пугливо мечутся, В потемках тычутся без цели, С мечтою нашей человечеству Светлее жить - на самом деле.
1965
|