Первые годы царствования Александра I были отмечены заметным оживлением общественной жизни. Актуальные вопросы внутренней и внешней политики государства обсуждались в научных и литературных обществах, кружках студентов и преподавателей, в светских салонах и масонских ложах. В центре общественного внимания было отношение к Французской революции, крепостному праву и самодержавию.
Снятие запрета с деятельности частных типографий, разрешение ввозить книги из-за границы, принятие нового цензурного устава (1804) - все это оказало значительное влияние на дальнейшее распространение в России идей европейского Просвещения. Просветительские цели ставили перед собой И.П. Пнин, В.В. Попугаев, А.Х. Востоков, А.П. Куницын, создавшие в Петербурге Вольное общество любителей словесности, наук и художеств (1801-1825). Находясь под сильным влиянием взглядов Радищева, они переводили сочинения Вольтера, Дидро, Монтескье, публиковали статьи и литературные произведения.
Большинство русских просветителей считали необходимым реформировать самодержавное правление и отменить крепостное право. Однако они составляли лишь небольшую часть общества. Основная масса дворянства и чиновничества была настроена консервативно. Взгляды консервативного большинства нашли отражение в "Записке о древней и новой России" Н.М. Карамзина (1811).
Огромную роль в развитии национального самосознания сыграла Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии. Под воздействием внешних событий 1812-1815 гг. страна переживала огромный патриотический подъем, в народе и обществе ожили надежды на широкие преобразования, в награду за патриотизм все ждали перемен к лучшему - и не дождались. Первыми разочаровались крестьяне. Героические участники боев, спасители Отечества, они возвращались домой и вновь попадали под помещичье ярмо. Они надеялись получить свободу, но из царского манифеста по случаю победы над Наполеоном (1814) услышали: "Крестьяне, верный наш народ - да получат мзду свою от Бога".
Разочарование обманутого в своих надеждах народа нашло выражение в крестьянских волнениях, количество которых в послевоенный период резко возросло. За четверть века произошло около 280 крестьянских волнений, и примерно две трети из них - в 1813-1820 гг.
Росло недовольство и в армии, состоявшей в массе своей из набранных через рекрутские наборы крестьян. В течение 1816-1825 гг. произошло не менее 15 открытых солдатских выступлений. Неслыханным событием в царской армии стало возмущение старейшего гвардейского Семеновского полка, шефом которого был император. В октябре 1820 г. солдаты полка, доведенные до отчаяния жестокими притеснениями со стороны своего полкового командира Ф.Е. Шварца, подали на него жалобу и отказались подчиниться своим офицерам. По личному указанию Александра I девять "виновнейших" были прогнаны сквозь строй, а затем сосланы в Сибирь, полк был расформирован.
Усиление консервативно-охранительных начал, которое во внутренней политике Александра I нашло свое выражение в аракчеевщине, в официальной идеологии проявилось в возврате к традиционному образу России как христианской державы. Религиозные догмы, самодержавие попыталось противопоставить влиянию революционных идей Запада и распространению их в России. Большую роль здесь сыграли также и личные настроения императора. Весьма знаменателен и тот факт, что Государственный совет, Сенат и Синод поднесли Александру I титул Благословенного. После 1815 г. император, а вслед за ним и значительная часть общества все больше окунаются в религиозно-мистические настроения. Своеобразным проявлением этого феномена общественной жизни России послевоенного периода стала деятельность Библейского общества, созданного в конце 1812 г. и к 1816 г. получившего официозный характер.
Огромную роль в деятельности Библейского общества играл его президент, главноуправляюший духовными делами иностранных вероисповеданий, а затем министр духовных дел и народного просвещения А. Н. Голицын. Основной целью общества были перевод, издание и распространение в народе Библии. С 1813 по 1823 г. в России было распространено более 500 экз. Библии и Нового завета более чем на 40 языках, а в 1821 г. усилиями общества в России впервые был издан Новый завет на русском языке. Однако среди членов общества, в основном аристократов, широко распространились идеи мистицизма. Голицын содействовал изданию и распространению книг мистического содержания, оказывал покровительство различным мистическим сектам, был сторонником соединения христианских вероисповеданий, уравнения православия с другими религиями. Все это вызвало недовольство многочисленных церковных иерархов. В мае 1824 г. последовала опала князя Голицына и охлаждение Александра I к деятельности общества, в апреле 1826 г. оно было ликвидировано. |