В начале XIX в. была перестроена система народного образования. В основу преобразований легло принятое в 1803 г. Положение об устройстве учебных заведений. Европейская часть страны была разделена на шесть учебных округов с четырьмя разрядами учебных заведений: церковно-приходские училища, уездные училища для горожан, купцов и мещан, гимназии в губернских городах и университеты для дворян. Содержание училищ возлагалось на городские органы управления, помещиков и государственных крестьян. Предполагалось установить преемственность в системе получения образования. Но в 1804 г. последовал запрет принимать детей крепостных в гимназии.
В 1802 г. был восстановлен Дерптский университет. В 1804 г. появились новые университеты - в Казани, Харькове и Вильно. В апреле 1804 г. был открыт Педагогический институт в Петербурге (в 1819 г. преобразован в университет). Университетский устав (1804) предоставил автономию российским университетам, они стали центрами подготовки педагогических кадров и методической работы в учебном округе.
В 1811 г. в Царском Селе по инициативе М.М. Сперанского был открыт лицей - привилегированное закрытое учебное заведение для дворян. Среди его первых выпускников были А. С. Пушкин, И. И. Пущин, А. А. Дельвиг, А. М. Горчаков, В. К. Кюхельбек-кер и др. Лицеи появились в Ярославле, Нежине, Одессе. В период аракчеевщины реакция обрушилась и на сферу образования. В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения; к нему перешли от Синода все дела по вероисповеданиям, за исключением духовного суда.
Возглавивший Министерство обер-прокурор Синода князь А. Н. Голицын - "холопская душа" и "просвещения губитель", по характеристике А. С. Пушкина, - предложил Александру I закрыть все университеты, кроме Московского. Император дал указание их не закрыть, а "исправить", положив в основу образования религиозные принципы. В ходе "исправления" увольнялись "неблагонадежные" и "неблагонамеренные" профессора, изымались "вредные" книги, из преподавания изгонялся "гибельный материализм", учреждались богословские кафедры, для студентов устанавливалась казарменная дисциплина. Настоящий разгром в Казанском университете учинил член Главного управления училищ "министерства затмения" (по выражению Н.М. Карамзина) М.Л. Магницкий. При его участии была составлена новая инструкция для университетов (1820), которая главной задачей Образования поставила убеждение студентов в незыблемости и божественном происхождении монархической власти. В 1821 г. был "очищен" Петербургский университет. |