|
Фотогалерея Центральный выставочный зал "Манеж" функционирует с конца 1970-х годов. Некогда являясь достопримечательностью императорского Петербурга, Манеж, теперь уже в новом качестве, стал центром художественной и культурной жизни северной столицы. Строгий классический образ, престижное местоположение, огромное и комфортное пространство зала создают благоприятные условия для проведения ретроспективных и современных, классических и актуальных выставок, для реализации интересных и оригинальных художественных проектов, для воплощения разнообразных творческих идей. "Манеж" знакомит зрителя с богатой художественной жизнью Петербурга.
Центральный выставочный зал расположен в здании бывшего Конногвардейского манежа, в одном из немногих сохранившихся до наших дней построек Лейб-гвардии Конного полка, предназначенном для объездки кавалерийских коней и военных упражнений, а также для проведения торжественных мероприятий и парадов. Возведенное в строгих формах русского классицизма в 1804 - 1807 годах, оно принадлежит к ряду последних творений великого зодчего Джакомо Кваренги.
Расположение манежа и его архитектурное решение в значительной степени определялись существующими тогда условиями местности и окружения. Здание манежа представляло в плане вытянутый прямоугольник (первоначально 60х16 саженей). Главный фасад, обращенный на Исаакиевскую площадь, решен в виде величественного восьмиколонного портика с массивным фронтоном и широкой гранитной лестницей. Тимпан фронтона украшал скульптурный барельеф с изображением торжественной раздачи призов победителям на конных состязаниях (выполнен скульптором Августино Трискорни по рисунку Кваренги). На фронтон были установлены три декоративные статуи античных героев. Двойная колоннада в центральной части портика усиливала парадность главного фасада. Между пилястрами лоджии, образованной внутри портика были выполнены горельефы с изображением спортивных игр в античном цирке. Для въезда были сделаны пологие пандусы с боковых сторон портала.
В 1806 году Джакомо Кваренги заказал в Италии уменьшенные копии мраморных античных скульптур Диоскуров, стоящих перед Квиринальским дворцом в Риме. Скульптурные группы из каррарского мрамора, представляющие сцену укрощения коня человеком, по праву занимают особое место в коллекции шедевров монументальной пластики Петербурга. Выполненные Паоло Трискорни в 1810 году, они лишь в августе 1816 года были доставлены на датском корабле в Кронштадт и, спустя год, установлены на гранитные пьедесталы по обеим сторонам главного фасада.
Западный фасад решен в строгом стиле. Официальность здания подчеркивалась помещенным в тимпане государственным орлом.
Почти весь внутренний объем удлиненного сооружения занимал большой, просто оформленный зал. При главном входе была сделана небольшая "галерея для дам и знатных господ". На противоположной стороне - подсобные помещения для обслуживающего персонала.
Сооружение манежа было закончено в 1807 году - к возвращению полка Конной гвардии из Австрийского похода. В те годы возникает классический образ Санкт-Петербурга, органической, неотъемлемой частью которого станет творение Кваренги, замкнувшее торцевым фасадом с глубоким портиком далекую перспективу на запад от формирующейся площади перед Зимним дворцом.
За время своего существования манеж неоднократно подвергался ремонту и переделкам. Первая внутренняя переделка (1820 год) была связана с устройством по торцевым сторонам зала удобных лож для почетных гостей полка. После этого долгое время в конструктивном и архитектурном облике манежа значительных изменений не происходит.
В 1844 году в тимпане восточного фронтона манежа на месте декоративных украшений появился императорский орел. Скульптурные группы Диоскуров перенесены к зданию новых казарм в Конногвардейском переулке (возвращены к главному фасаду манежа в 1954 году). В 1853 году произведен ремонт обветшавшего к тому времени перекрытия манежа. С фронтона были сняты статуи, деформированные под воздействием петербургской погоды.
В 1872 - 1873 годах здание манежа основательно перестраивается под руководством талантливого архитектора Д.И. Гримма. Полностью было заменено перекрытие, во всех помещениях установлены новые отопительные приборы. Внутри, в центральной части южной стены здания появляется ризалит для размещения императорской ложи. На южном и северном фасадах вдоль наружных боковых стен в простенках между окнами установлены симметричные парные полуколонны. К западному торцевому фасаду пристроен новый парадный вестибюль манежа. На фронтоне главного фасада здания появляются новые декоративные статуи. В тимпанах фронтонов западного и восточного фасадов были сделаны новые барельефы с изображением конных состязаний античных героев работы скульптора Д. Йенсена.
В предреволюционный период в манеже иногда устраивались выставки, концерты, разного рода развлекательные зрелища.
После октябрьской революции 1917 года, в связи с демобилизацией и расформировкой старой армии и прекращением существования Конногвардейского полка, манеж окончательно утрачивает свое первоначальное назначение.
1920-е годы - неясная страница в истории манежа. Сохранившиеся фотоматериалы Ленинградской реставрационной мастерской свидетельствуют о том, что внешний облик здания за эти годы не изменялся.
В начале 1930-х годов после пожара - сгорело перекрытие - здание перестраивают под гараж НКВД под руководством архитектора Н.Е. Лансере. Здание удлинили на одну ось к западу (пристройка 1872 - 1873 годов была разобрана). В тимпанах фронтонов, на место барельефов Йенсена, в 1932 году был установлен герб СССР.
В годы Великой Отечественной войны, во время блокады Ленинграда, здание манежа было повреждено. После войны ущерб был устранен.
В 1973 году Ленинградский городской исполнительный комитет принял решение о реконструкции здания бывшего Конногвардейского манежа и переоборудовании его под выставочный зал. Перестройка шла под руководством ленинградских архитекторов-реставраторов М.Д. Братчикова, П.С. Архиповой, А.А. Тулькова. Фасады манежа были максимально приближены к первоначальному "кваренгиевскому" облику здания. По проекту архитекторов М.В. Будневича, И.А. Кучеровой, А.Б. Мариенгоф, А.Ю. Основикова внутри были созданы просторные экспозиционные залы.
Центральный выставочный зал, вскоре прочно утвердившийся среди горожан под названием "Манеж", открылся 5 ноября 1977 года выставкой произведений ленинградских художников "Искусство принадлежит народу".
После реконструкции, с конца 70-х до начала 90-х годов, здание манежа сохраняло свой внешний вид. В январе 2000 года с фронтона главного фасада на реставрацию сняты декоративные статуи 1872 - 1873 годов. В 2001-2002 годах произведен ремонт западного и восточного фасадов здания, отреставрированы скульптурные группы перед парадным входом.
Со дня открытия "Манеж" остается крупнейшим выставочным залом Санкт-Петербурга с общей экспозиционной площадью почти 4,5 тысячи квадратных метров.
Основное направление деятельности - проведение некоммерческих художественных выставок. Ежемесячно в "Манеже" представлены новые экспозиции, различные по характеру и содержанию, по оформлению и подаче материала. Диапазон выставок весьма широк: ретроспективные выставки; выставки современного искусства; выставки, посвященные культурному и духовному наследию Санкт-Петербурга; межмузейные выставки; выставки из частных собраний петербургских коллекционеров; международные выставки.
Выставки часто сопровождаются встречами с художниками, семинарами по вопросам искусства и культуры, концертами классической и современной музыки, мастер-классами. К участию приглашаются специалисты и ценители искусства.В "Манеже" также проводятся крупные специализированные российские и международные выставки.
Центральный выставочный зал "Манеж" собирает коллекцию будущего Музея современного искусства Санкт-Петербурга. На сегодняшний день собрание составляет около 2 тысяч экспонатов: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, объекты и инсталляции. Хронологические рамки: от истоков советского искусства до наших дней.
|
|
История России [1582] - Россия и Литва заключили Ям-Запольский договор, по которому Россия отказалась от своих завоеваний в Ливонии [1774] - Турция и Россия подписали Кючук-Кайнарджийский мир, по которому Россия получила свободу плавания по Черному морю [1583] - Россия и Швеция заключили Плюсское перемирие, завершившее Ливонскую войну (Россия потеряла выход в Балтийское море) [1875] - в Петербурге Россия и Япония подписали договор, по которому Россия передавала Японии Курильские острова в обмен на отказ японцев от притязаний на Сахалин [1724] - Россия и Турция в Константинополе заключили договор, по которому Россия сохраняла каспийское побережье, а Турция - Тифлис и Эривань
Карта России Rabid Zone of Russia Экспрес кредиты, Игры, Видео и Фильмы. На сайте Kruvbas.Ru! LiveMP3s Russiainpictures.Ru. Россия, фото, традиции Проект Россия: тоталитаризм и все полезное о свободе РФ
Найдено в Словарях
russia (Словарь англо-латинский
) russia leather (Англо-Русский словарь под ред.Мюллера
) russia noun (Англо-Русский словарь под ред.Мюллера
)
|