Музей-панорама "Бородинская Битва" в настоящее время является единственным музеем России, экспозиция которого подробно рассказывает о ходе всей кампании 1812 года. А началось все более восьмидесяти лет назад.
Отечественная война 1812 г. или, как еЕ называют на Западе, Русская кампания Наполеона, занимает одно из самых видных мест в многовековой и насыщенной событиями истории России. Но самым ярким эпизодом было и остается главное сражение войны - битва 7 сентября 1812 г. при селе Бородине. "Битвой гигантов" назвал его Наполеон. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми." И до сих пор Бородино для русских - символ величия народного духа и предмет национальной гордости...
В 1912 г. Россия готовилась торжественно отметить столетнюю годовщину Отечественной войны 1812 г. В широком спектре мероприятий, которые планировалось провести в честь знаменательной даты, не последнее место принадлежало созданию панорамы, посвященной одному из самых значительных событий войны - Бородинскому сражению.
Работу над полотном правительство поручило известному художнику-баталисту Ф.А. Рубо, к тому времени автору уже двух панорам. С большим энтузиазмом Рубо принялся за написание полотна и, наконец, 29 августа 1912 г. в Москве в специально построенном деревянном павильоне (по проекту П.А. Воронцова-Вельминова) на Чистопрудном бульваре состоялось торжественное открытие панорамы "Бородино". Но, шумно отметив столетие битвы, правительство вскоре забыло о панораме и музей влачил жалкое существование. Его здание было временным, строилось наспех и потому скоро совсем обветшало, а в 1918 г. полотно сняли и скатали на вал...
Новая жизнь панорамы началась в 1962 г., когда было сооружено для нее новое здание на Кутузовском проспекте, недалеко от Поклонной горы (авторы проекта - архитекторы А. Корабельников, А. Кузьмин, С. Кучанов и инженер-конструктор Ю. Аврутин). К торжественному открытию музея - 18 октября - полотно было отреставрировано группой лучших советских художников-баталистов под руководством П. Корина. Место постройки нового музея было выбрано не случайно: 2 сентября 1812 г., здесь в деревне Фили (предместье Москвы), в избе крестьянина Фролова, происходило историческое заседание Военного совета под председательством фельдмаршала М.И. Голенищева-Кутузова, на котором решалась судьба столицы. В самой "Кутузовской избе", восстановленной в 1887 г., была воссоздана обстановка того памятного Военного совета.
Рядом с избой расположен гранитный обелиск. Он установлен на братской могиле трехсот русских солдат, скончавшихся в Москве от ран, полученных в Бородинском сражении. В сквере перед зданием музея установлен памятник "М.И. Голенищеву-Кутузову и славным сынам русского народа, одержавшим победу в Отечественной войне 1812 г.", созданный в 1973 г. скульптором Н. Томским (архитектор Л. Голубовский).
Единый историко-мемориальный комплекс венчает Триумфальная арка, установленная на площади Победы между музеем и Поклонной горой. Впервые Триумфальные ворота были сооружены в 1814 г.: через них в Москву вступали вернувшиеся из Парижа победоносные полки русской гвардии, а каменное воплощение арка получила в 1834 г. (архитектор О. Бове). На памятнике помещена бронзовая доска с надписью: "Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 г. и возобновлены сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 г. нашествием галлов и с ними двунадесяти языков."
В 1995 г. в музее-панораме "Бородинская битва" открыта новая экспозиция, которая состоит из нескольких разделов. Центральным экспонатом музея является панорама Бородинского сражения, осмотр которой сопровождается звуковыми эффектами, воспроизводящими шум боя, характерный для сражений начала XIX века. В залах музея представлено большое количество экспонатов, подробно рассказывающих о предыстории войны 1812 г., ее ходе, а также о кампании 1813-14 гг.
Панорама Бородинская Битва занимает особое место среди экспонатов музея. Живописное полотно длиной 115 и высотой 15 метров охватывает весь круг горизонта и совмещается с объемными макетами предметного плана, простирающегося на 13 м.
Панорама расположена в круглом зале с центральной смотровой площадкой и создает иллюзию реальности окружающего пространства. Специальное освещение усиливает впечатление перспективы. Необходимо отметить, что Ф. Рубо в этой работе проявил себя не только как талантливый художник, но и как прекрасный инженер: его расчеты по размещению полотна, смотровой площадки, предметного плана и освещения использовались при создании ряда панорам в 70-80-е гг.
С 1995 г. осмотр панорамы стал сопровождаться звуковыми эффектами: полотно условно разделено на несколько секторов, для каждого из которых подобраны звуки соответствующие событиям, изображенным на картине.
На картине Ф. Рубо изобразил один из напряженнейших моментов Бородинского боя - 12 часов 30 минут дня 7 сентября 1812 г. Смотровая площадка находится около деревни Семеновское, в самом центре сражения. Вокруг зрителя разворачивается драматическая картина кровопролитного боя. Изобразив на полотне ряд исторических личностей (Наполеон, Кутузов, Мюрат, Багратион, Дохтуров и др.), Рубо не сделал их композиционным центром произведения. Главным героем сражения по замыслу художника являлся русский солдат, и именно ему Рубо посвятил свою панораму.
Музей оснащен современными техническими средствами. Регулярно организуются временные выставки по коллекциям музея (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, нумизматика и проч.).
|