Игорь Бриль - пианист, композитор, ключевая фигура российского джазового преподавания, один из наиболее популярных музыкантов российской джазовой истории.
Народный артист Российской Федерации, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных; автор наиболее популярного джазового учебного пособия на русском языке "Практический курс джазовой импровизации", с 1979 г. выдержавшего уже 8 изданий. Родился 9 июня 1944 г. в Москве. Закончил Институт им. Гнесиных по классу профессора Теодора Гутмана. Первая известность на широкой джазовой сцене - 1965 г., II Московский джазовый фестиваль. Позже советская пластиночная монополия "Мелодия" выпустила цикл студийных альбомов, на которых был повторен фестивальный материал - "Джаз-65".
Трио Игоря Бриля (Бриль - фортепиано, Алексей Исплатовский - контрабас, Владимир Журавский - ударные) было представлено на альбомах тремя композициями, одну из которых - блюз "Пробуждение" - написал Игорь Бриль. 1966 - трио Игоря Бриля (с новым басистом Владимиром Смоляницким) становится ритм-секцией оркестра "ВИО-66" п/у Юрия Саульского, где Бриль сотрудничает с саксофонистом Алексеем Козловым (например, пьеса Козлова и Бриля "Черное и Голубое" вышла на альбоме "Джаз-67", записанном "Мелодией" на одноименном московском фестивале). Игорь Бриль проработал в составе оркестра более двух лет (до 1968 г.).
1968 - Игорь Бриль под влиянием услышанных им записей пианиста Денни Зейдлина в значительной степени меняет исполнительскую манеру; начинает сотрудничество с флюгельгорнистом Германом Лукьяновым. 1969-1971 - участие в квинтетах, секстетах, септетах с Германом Лукьяновым; ряд записей в дуэтах Германа Лукьянова и в составе его трио (с барабанщиком Михаилом Кудряшовым). Параллельно Бриль выступает с собственным трио, в том числе на фестивалях в Болгарии, ГДР, на Кубе и на фестивале Jazz Jamboree-71 в Варшаве (одна композиция Бриля вошла в фестивальный альбом, попав на одну сторону пластинки с записью вибрафониста Гэри Бертона).
1974 - совместная запись в Москве с польским пианистом Адамом Маковичем. 1975 - отказ от формата трио. Выступление на международном джазовом фестивале в Белграде с первым составом секстета Игоря Бриля, в составе которого появляется альт-саксофонист Александр Осейчук. Формирование постоянного состава секстета, в который, помимо Бриля и Осейчука, вошли тенор-саксофонист Алексей Набатов, трубач Николай Батхин и др. (студенты Бриля в джазовой студии Дворца культуры Москворечье, ныне Московский колледж импровизационной музыки, где Игорь Бриль вел классы джазовой гармонии и фортепиано).
1976 - Игорь Бриль становится преподавателем музыкального училища им. Гнесиных (ныне Государственное музыкальное училище эстрадного и джазового искусства). Участие секстета в записи музыки Джорджа Гершвина из мюзикла "Girl Crazy" совместно с хором п/у Бориса Тевлина, выступление с хором в Большом зале Московской консерватории. 1977 - Игорь Бриль приобретает электрический рояль Elca, что приводит к усилению джаз-рокового начала в музыке его ансамбля. В ритм-секцию ансамбля, помимо барабанщика Арнольда Гороховского, входят Александр Брыксин (конги) и Виктор Вист (бонги), расширив ансамбль до октета. Запись первого LP ансамбля - "Утро Земли" (Мелодия, 1977).
1978 - ансамбль Игоря Бриля участвует в XI всемирном фестивале молодежи и студентов в Гаване (Куба). Музыканты несколько раз участвуют в джемах с кубинской группой Irakere (в разные годы в ее состав входили саксофонист Пакито Д'Ривера, трубач Артуро Сандоваль, пианист Хесус "Чучо" Вальдес и др.). 1981 - выходит LP "Оркестр приехал" (Мелодия), подводящий итог "электрическому" периоду. Игорь Бриль меняет состав ансамбля, оставив два духовых инструмента (альт-саксофон - Александр Осейчук, труба - Николай Батхин), вернувшись к акустическому роялю и заменив бас-гитару контрабасом (Анатолий Соболев). Стилистика ансамбля также меняется, практически уходит джаз-роковое звучание, сложные аранжировки сменяются обильными импровизационными соло.
1985 - выходит LP "Перед заходом солнца" (Мелодия), содержащий записи акустического состава 1981-84 гг. Игорь Бриль вновь, как и в начале 70-х, много работает в дуэтах: с саксофонистами Александром Осейчуком, Сергеем Гурбелошвили, гитаристом Алексеем Кузнецовым (один трек записи такого дуэта опубликован на CD Алексея Кузнецова "Голубой коралл плюс" - SoLyd Records, 1997), вокалистками Татевик Оганесян и Ларисой Долиной, пианистами Тыну Найсоо и Леонидом Пташко. 1988 - гастроли в США (Нью-Йорк, Вашингтон, Солт-Лейк-Сити, ряд колледжей и университетов Восточного побережья). Состав: Александр Осейчук - альт-саксофон, Алексей Кузнецов - гитара, Виктор Двоскин - контрабас, Евгений Рябой - барабаны. Запись концерта в клубе Village Gate выпущена на CD лейблом Mobile Fidelity (Igor Brill & The All-Star Jazz Band - Live At The Village Gate, Mobile Fidelity MFCD-861). Один из LP "Мелодии" переиздан в США лейблом East Wind.
1989 - гастроли в США (Лос-Анджелес, Сан-Франциско). Состав: Александр Осейчук - альт-саксофон, Алексей Кузнецов - гитара, Виктор Двоскин - контрабас, Евгений Рябой - барабаны. Гастроли проведены по инициативе муниципальных властей г. Милл Вэлли (Калифорния) - побратима Олимпийской Деревни в Москве. В трех концертах в Сан-Франциско участвовали Джо Хендерсон (тенор-саксофон) и Бобби Хатчерсон (вибрафон). 1990 - Игорь Бриль создает новый ансамбль, "Игорь Бриль и Новое поколение", с участием своих сыновей-близнецов - Дмитрия (сопрано-саксофон) и Александра (тенор-саксофон). Состав существует до настоящего времени - то в виде трио, то как квинтет (плюс барабанщик Дмитрий Севастьянов и басист Антон Ревнюк).
1997 - в Концертном зале им. Чайковского проходит концерт, посвященный 35-летию творческой деятельности Игоря Бриля; сам он выходит на сцену в нескольких составах, в концерте участвует свыше 20 музыкантов. На лейбле "SoLyd Records" выходит CD "В пути", составленный из записей прежних лет. 1998 - трио "Новое поколение" выступает в Дели на Днях российской культуры в Индии; квинтет "Игорь Бриль и Новое поколение" выступает на фестивале Du Maurier Jazz Festival в Монреале (Канада). 1999 - на лейбле Boheme Music выходит CD "Time Remembered", составленный из записей Игоря Бриля 60-70-х гг.
|