Александр Наумович Цфасман Заслуженный артист РСФСР С именем Александра Цфасмана - пианиста, композитора, дирижера, аранжировщика и руководителя оркестра связан период советского джаза с середины 20-х и до конца 60-х годов.
Александр Цфасман родился 14 декабря 1906 года в городе Александровске (ныне Запорожье) в семье парикмахера.
С 7 лет Александр Цфасман обучался игре на скрипке и фортепиано, а с 12 лет поступил на фортепианное отделение музыкального техникума в Нижнем Новгороде. Продолжив обучение в Московской консерватории на фортепианном отделении по классу профессора Ф.М. Блуменфельда, А.Цфасман знакомится с джазом. В 1924 году он пишет ряд танцевальных пьес, которые имеют большой успех: "Эксцентрический танец", "Грустное настроение" и другие.
Двадцатилетним студентом консерватории Цфасман организовал первый в Москве профессиональный джазовый коллектив, получивший название "АМА-джаз" ("АМА" - Ассоциация московских авторов). В марте 1927 года, после четырех месяцев репетиций, оркестр, в составе которого было восемь музыкантов, дебютировал в Артистическом клубе. Взыскательная публика горячо приветствовала молодых музыкантов и руководителя ансамбля - солиста-пианиста А. Цфасмана. В скором времени коллектив начинает давать концерты на эстраде сада "Эрмитаж", играет в ресторанах и фойе кинотеатров. В 1928 году "АМА-джаз" выступил по радио и записал первые в истории советского джаза грампластинки.
В начале 30-х годов состав оркестра увеличивается. Сюда приходят талантливые музыканты: трубач Михаил Фрумкин, тромбонист Иван Ключинский, саксофонист Михаил Ланцман и другие. В эти годы в репертуаре оркестра появляются не только талантливо обработанные А. Цфасманом танцевальные пьесы зарубежных авторов, но и новые произведения, созданные им самим. Среди них - фокстрот "Звуки джаза", оригинально инструментованный Цфасманом, шуточная песня на стихи В. Трофимова "Неудачное свидание", сразу завоевавшая необычайную популярность, и многие другие. Во всех этих пьесах Цфасман выступил и как самобытный аранжировщик и дирижер, и как пианист-виртуоз.
Широкую популярность принесли оркестру граммофонные записи, расходившиеся по стране огромными тиражами. На пластинки попадало все лучшее, что исполнялось оркестром: танцевальные пьесы, эстрадные песни в танцевальных ритмах, исполненные солистами оркестра Павлом Михайловым, а позже - Руженой Сикорой, Иваном Шмелевым, Ефремом Флаксом... На пластинки Цфасман записывает собственные танцевальные пьесы и обработанные им мелодия, выступая в них как солист-пианист. Цфасман создал оригинальный, присущий только ему стиль исполнения, в котором острая ритмичность сочетается с виртуозным пианистическим мастерством, в то время никем не превзойденным.
В 1939 году Цфасман возглавил джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета. Здесь под его руководством были исполнены десятки эстрадных песен, оркестровых пьес, танцев. "Джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета внес значительный вклад в создание самобытного интонационно нового типа джазовой музыки, - отметил в книге "Советский джаз" А. Баташев, - именно в этом оркестре начало складываться новое музыкальное мышление, на основе которого позднее, в конце 50-х годов, сформировался исполнительский стиль нового поколения советских джазовых музыкантов".
В 1942 году джаз Всесоюзного радиокомитета, возглавляемый А. Н. Цфасманом, выезжает на Западный фронт. Более 90 концертов дали за два месяца музыканты. "В наших программах, ? вспоминал Александр Наумович, - главное место занимали тогда популярные песни советских композиторов. Самый живой отклик находили они в сердцах бойцов. И мы понимали, как нужны были эти песни на фронте". В послевоенные годы Цфасман создает музыку ко многим кинофильмам и театральным постановкам. Успешно продолжает работать он и в области эстрадной музыки. "Мы, композиторы, - говорил Александр Наумович, - должны стремиться писать такую музыку, которая бы трогала и волновала своей задушевностью, увлекала и веселила темпераментом, выдумкой, озорством".
Искусство А. Н. Цфасмана неизменно привлекало внимание любителей эстрадной и джазовой музыки. Это талант яркий, оригинальный равно раскрывающийся и в его исполнительском и в композиторском творчестве. Широко образованный, вдумчивый и постоянно ищущий музыкант, он великолепно чувствовал современность.
"Меня неизменно восхищает в нем неистощимый запас энергии, творческой выдумки, изобретательности, говорил композитор Андрей Эшпай, причем Цфасман всегда остается Цфасманом, ни на кого не похожим, самобытным исполнителем. Здесь сказывается и большая культура, блестящее мастерство (еще бы, школа Блуменфельда!) и увлеченность искусством".
|