Мыхлик Василий Ильич Дважды Герой Советского Союза 29. 12. 1922 - 29. 12. 1996 Мыхлик Василий Ильич летчик-штурмовик. Родился 29 декабря 1922 году в селе Солдатское Казанковского района Николаевской области в семье крестьянина. Украинец. В Советской Армии с 1940 года. Начал службу курсантом 1-го Вольского авиатехнического училища имени Ленинского комсомола, которое окончил в сентябре 1941 года. В годы Великой Отечественной войны освоил боевой самолет и стал летчиком-штурмовиком. Воевал в составе 566 шап., был командиром звена, эскадрильи. Произвел 188 боевых вылетов. Войну закончил в Кенигсберге. Награжден многими орденами и медалями.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, за мужество, отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года В. И. Мыхлику присвоено звание Героя Советского Союза.
Второй медали "Золотая Звезда" удостоен 29 июня 1945 года.
После Великой Отечественной войны В. И. Мыхлик окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию, до 1966 года служил в Советской Армии. Ныне полковник запаса В. И. Мыхлик живет в Москве. Бронзовый бюст героя установлен в Кривом Роге. Умер в день своего рождения - 29 декабря 1996 года.
В составе шестерки ИЛ-2 Мыхлик вылетел на очередную штурмовку большой автоколонны немцев, растянувшейся по дороге Брянск-Карачев. Подходя к цели, Василий заметил, что колонну прикрывают с воздуха вражеские истребители. Кроме того, советских штурмовиков встретил сильный заградительный артиллерийский огонь. Умело маневрируя, летчики и воздушные стрелки отбили атаки истребителей, прорвались к цели и обрушили свой смертоносный груз на врага. Однако сильное противодействие истребителей противника, находившихся в воздухе, не дало штурмовикам возможности сделать больше одного захода для атаки колонны. Но и при одном заходе группа сумела уничтожить и вывести из строя до 30 автомашин врага. За отличное выполнение задания командир дивизии объявил Мыхлику благодарность.
Большую и напряженную боевую работу вели наши летчики и по срыву железнодорожных перевозок противника к линии фронта: разрушали мосты, громили воинские эшелоны на железнодорожных станциях и в .пути. Так, однажды на участке железной дороги Брянск-Карачев воздушной разведкой был обнаружен вражеский эшелон с военной техникой. Поступило приказание уничтожить его. Вместе с другими на задание вылетел и Мыхлик. Обнаружив эшелон, летчики с ходу атаковали его. Меткий бомбовый удар группы штурмовиков вызвал крушение поезда.
За время боев на Брянском и Западном фронтах молодой летчик совершил много успешных боевых вылетов, стал зрелым воздушным бойцом, заслужил уважение и признание товарищей. В боях под Орлом в штурмовых ударах по врагу он показал высокое боевое мастерство, мужество и героизм и был награжден орденами Красной Звезды и Красного Знамени. Из рядового летчика он вырос в умелого командира, опытного ведущего группы, зарекомендовал себя мастером штурмовых ударов, стал гордостью полка.
В январе 1944 года, уже имея большой боевой опыт, Мыхлик вместе со своей частью прибыл на Ленинградский фронт. В то время советские войска прорывали кольцо блокады Ленинграда. На долю наших штурмовиков выпала трудная задача: бить по вражеским укреплениям, железнодорожным эшелонам, живой силе и технике врага. Летать приходилось много, иногда по нескольку раз в короткий зимний день, в самых различных условиях погоды.
Важнейшей задачей летчиков-штурмовиков в этот период было уничтожение артиллерии противника, мешавшей наступлению наших войск. С этой целью авиационные и артиллерийские командиры часто договаривались о совместных действиях, составляли плановую таблицу боя, в которой определялись зоны действий артиллерии и штурмовиков.
Артиллеристы, как правило, действовали по заранее засеченным артиллерийским точкам противника на досягаемую для них глубину, а штурмовики-по артиллерии, находившейся в глубине.
В один из зимних дней 1944 года артиллерийский командир сообщил авиационному командиру, что на восточной окраине сильно укрепленного пункта две артиллерийские батареи противника ведут огонь по боевым порядкам наших войск, а на западной окраине этого пункта расположена зенитная батарея. Было решено совместными действиями уничтожить батареи.
От штурмовиков выполнить эту задачу было поручено группе, возглавляемой Василием Мыхликом. Командир группы собрал летный состав и изучил с ним поставленную задачу. Каждая пара знала, когда и что она делает, когда и какой маневр выполняет.
Согласно договоренности наша артиллерия первой открыла огонь по батареям противника. Через пять минут группа штурмовиков под командованием Мыхяика подошла к району распо-дожения батарей противника и парами с разной высоты нанесла по ним бомбовый удар. Затем самолеты встали в боевой порядок "круг" и произвели по целям четыре атаки реактивными снарядами и из пушек. В результате совместных действий штурмовиков и артиллеристов батареи врага были подавлены, а наши наземные войска использовали этот момент для продвижения вперед.
В этом боевом вылете особенно отличился командир группы. Он при первом же заходе подавил огонь зенитной батареи врага, тем самым обеспечил группе лучшие условия выполнения последующей задачи.
Один из эпизодов тех дней запомнился Василию Мыхлику на всю жизнь. На этот раз он повел четверку ИЛ-2 без прикрытия истребителей на штурмовку вражеской автоколонны, которая двигалась по дороге к железнодорожной станции Мшинская. Уже на подходе к цели он услышал взволнованный голос воздушного стрелка Ивана Фаюстова:
- Товарищ командир, "права выше четыре истребителя противника! - Внимание! Приготовиться к отражению истребителей, сократить дистанцию!-передал по радио Мыхлик ведомым.
Летчики приняли плотный боевой порядок. Чтобы затруднить атаки истребителей, ведущий начал маневрировать по направлению и высоте. Истребители приближались к группе, пытаясь атаковать штурмовиков с различных направлений. Одна за другой появлялись в воздухе огненные трассы. Но они проходили далеко от самолетов: враг боялся пулеметов воздушных стрелков и вел огонь с большой дистанции.
Штурмовики были уже над целью, когда по ним открыла огонь зенитная артиллерия врага. Истребители противника, чтобы не попасть под огонь своих зениток, отошли в сторону и готовились напасть на самолеты после выхода их из атаки.
Во время атаки цели зенитным огнем был поврежден самолет Мыхлика. Загорелась правая плоскость. Но увлеченный боем летчик продолжал штурмовку. Когда штурмовики возвращались на свою территорию, два немецких истребителя зашли в хвост самолета Мыхлика. Пулеметная очередь повредила управление элероном и рулем поворота. Нов эти секунды воздушный стрелок поймал один из самолетов врага в прицел и сбил его.
На горящем и плохо управляемом самолете Мыхлик не мог продолжать полет. Высота быстро уменьшалась. Пришлось садиться на лес. Когда треск сучьев стих, наступила тишина. "Кажется, жив, - подумал Мыхлик. - А что со стрелком?" Летчик выскочил из кабины и поспешил на помощь товарищу.
Вблизи были слышны выстрелы, доносилась немецкая речь. ИЛ-2 оказался примерно в 200 метрах от зенитной батареи противника, стрелявшей по штурмовикам. Немецкие зенитчики в грохоте боя не слышали посадки самолета. Но медлить было нельзя. Мыхлик и Фаюстов поспешили скрыться в лесу. Трое суток шли они к своим. На четвертый день удалось перейти незамеченными пинию фронта. Советские бойцы оказали им необходимую помощь. И снова летчик и стрелок в родном полку, среди боевых друзей, которые беспокоились об их судьбе.
Много раз Мыхлик водил группы ИЛ-2 на штурмовку и всегда умело использовал грозное оружие своего самолета. Он летал на разведку войск противника и доставлял командованию ценные сведения, от которых нередко зависел успех боя наших наземных Войск.
От летчика-штурмовика в годы войны требовалось, чтобы он умел не только отлично пилотировать самолет и эффективно использовать его вооружение, но и хорошо ориентироваться в полете, видеть, что делается в воздухе и на земле. Особенно это последнее качество необходимо летчику, выполняющему полет на разведку наземных войск: надо скрытно выйти в район разведки, избежать встречи с истребителями противника и умело обойти наземные средства ПВО.
Василий Мыхлик обладал всеми этими качествами. Опыт, накопленный в боевых полетах на различных участках фронта, помогал ему хорошо разбираться в наземной обстановке, опознавать врага на местности и успешно выполнять задания командования. Однажды командир полка получил задачу разведать сильно укрепленный участок обороны противника. Нужно было выявить расположение огневых средств, складов боеприпасов, сосредоточение танков и другой боевой техники врага. Командир поручил это задание Мыхлику.
Чтобы обеспечить скрытность полета от противника, Мыхлик повел самолет на малой высоте. Линию фронта он прошел над болотистой малонаселенной местностью. Выйдя в тыл вражеских войск, летчик развернул машину, вышел с набором высоты на заранее намеченный ориентир и включил фотоаппарат.
Зенитный огонь не смог помешать Мыхлику выполнить задание. Командование своевременно получило достоверные сведения об укреплениях врага на данном участке. Во время боев за освобождение балтийских прибрежных островов звену Мыхлика поручили прикрыть высадку десанта наших войск на острове Даго. Это было в начале октября. Стояла плохая погода, шел дождь, низко нависали облака. Подлетев к острову, Мыхлик заметил высаживавшихся десантников. Их передовая группа уже вела бой за небольшой населенный пункт недалеко от берега. Радиостанции наведения не было, и летчикам пришлось самим отыскивать цели. А для этого надо было буквально "утюжить" землю, чтобы при такой погоде разглядеть засевших среди камней гитлеровцев.
Расстояние между немцами и нашими подразделениями было всего около 100 метров. При таком положении можно поразить и свои войска, но Мыхлик повел звено в атаку. Он был уверен в своих подчиненных, знал их твердую выдержку, умение и настойчивость. Звено под сильным огнем противника сделало 16 заходов на вражеские позиции и ушло от цели только тогда, когда израсходовало все боеприпасы, а наши десантники поднялись в решительную атаку.
Доложив командиру обстановку на острове, Мыхлик попросил разрешения повторить полет, чтобы помочь нашим пехотинцам. Просьба летчика была удовлетворена. На этот раз он полетел в паре со своим лучшим ведомым-Александром Артемьевым. На месте прежнего боя уже хозяйничали наши пехотинцы. Пришлось снова "щупать" землю и искать цели. И на этот раз пара сделала 16 заходов. Меткий огонь Мыхлика и его товарищей помог десантникам с небольшими потерями занять значительную часть острова.
Это была последняя штурмовка Василия на Ленинградском фронте. Осенью 1944 года часть, в которой он служил, вошла в состав 3-го Белорусского фронта. Здесь Мыхлик, как один из талантливых и опытных офицеров, назначается командиром авиаэскадрильи и получает звание капитана. Эскадрилья участвует в прорыве сильно укрепленной обороны немцев на подступах к Восточной Пруссии и уничтожении вражеской окруженной группировки.
Командир гвардейского корпуса, с которым взаимодействовала авиация, так рассказывал об одном ударе, группы штурмовиков во главе с Мыхликом: "Ровно в 13.30 две пятерки ИЛ-2 появились над целью в районе Кнаутен-Шеферай-бумажная фабрика. После разворота штурмовики очень удачно атаковали цели из всех видов оружия. Противник был в большей своей части уничтожен, а оставшаяся парализованная часть не смогла оказать серьезного сопротивления. Во время атаки штурмовики сожгли три танка, два самоходных орудия и уничтожили до роты солдат и офицеров противника. Атака штурмовиков была произведена точно в срок и точно по целям. Этим воспользовались наступающая пехота и артиллерия, в результате чего боевая задача была выполнена полностью".
А вот вылет группы "илов" под командованием капитана Мыхлика на боевое задание по уничтожению окруженных войск противника юго-западнее Кенигсберга. В 15-20 километрах от линии фронта Мыхлик связался со станциями наведения. При подходе к полю боя подал команду: - Принять боевой порядок!
Экипаж самолета-наводчика, ожидавший прихода группы, указал цель "Батарея южнее пункта Н.". Быстро определив ее на карте и маневрируя в разрывах вражеских зенитных снарядов, Мыхлик повел группу своих штурмовиков в атаку. Взрыв, другой, третий... Снижаясь с высоты 300-400 метров до бреющего полета, он видел результаты своей работы-перевернутые и исковерканные орудия и трупы фашистов.
Он сделал уже восемь заходов на цель, когда ему с земли сообщили, что сейчас наша артиллерия начинает обстрел противника. Василий Мыхлик ушел на свою территорию, построил группу ИЛ-2 в "круг" и стал наблюдать за стрельбой артиллерии. Но что это? Снаряды рвались далеко от цели. Он немедленно связался с наводчиком. Артиллеристы уточнили прицеливание и перенесли огонь по цели. Когда артиллерия умолкла, Мыхлик снова повел свою группу в атаку.
- Идите домой, работали отлично!-услышал он по радио. Еще до возвращения группы на аэродром в полк пришла телеграмма: "Лично наблюдал и восхищен работой группы. Со мной наблюдали работу наземные командиры, которые также восхищены. Ведущему и группе объявляю благодарность. Зам. начальника штаба воздушной армии полковник Жильцов".
В этот вылет Мыхлик не только умело руководил группой, но и сам поджег танк, разбил четыре автомашины с солдатами и грузом, подавил огонь артиллерийской батареи. Смелые и точные действия летчиков, хорошая слетанность группы, инициатива и решительность Мыхлика помогли наземным войскам почти без потерь овладеть укрепленным пунктом.
На 3-м Белорусском фронте эскадрилья, руководимая Василием Мыхликом, совершила 309 успешных боевых вылетов, причем потеряла только один самолет. За время боев на этом фронте полк, в котором служил Мыхлик, стал краснознаменным, а дивизия была награждена орденом Кутузова. В этом заслуга и Мыхлика, который своими боевыми делами повседневно приумножал славу дивизии.
|